Гиперреализм
(англ. hyperrealism), фотореализм, направление в американском и западноевропейском искусстве, сложившееся (во многом на основе поп-арта) к концу 1960-х гг. и стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счёт имитации образов фотографии. Представитель гиперреализма (Чак Клоуз, Дон Эдди в США и др.) применяют в основном технические приёмы, сводящие до минимума следы личного почерка художника (например, подготовительный рисунок на основе диапозитивной проекции, жидкие краски, наносимые с помощью аэрографа, и т. д.). Преобладающая в их произведениях холодная безликость видения, механическая фиксация предметов и жизненных явлений, по сути дела, приводит к той же мистификации реальной действительности, что и в других модернистских течениях. Вместе с тем ряд художников (Ю. Валлер в Западном Берлине и др.) использует приёмы гиперреализма для создания политически активных, агитационных произведений искусства.
Чак Клоуз. Портрет Р. Серра. 1969.
Литература: В. М. Полевой, Гиперреализм и его критика, в сборнике: Советское искусствознание '74, М., 1975; Superrealism. A critical anthology, N. Y. 1975.
Значения в других словарях
- гиперреализм — орф. гиперреализм, -а Орфографический словарь Лопатина
- гиперреализм — ГИПЕРРЕАЛИЗМ -а; м. = Фотореализм. Толковый словарь Кузнецова
- гиперреализм — гиперреализм м. Направление в живописи, которому свойственно чрезмерно детальное изображение предметов реальной жизни; фотореализм. Толковый словарь Ефремовой
- Гиперреализм — или фотореализм hyperrealism, photorealism – англ.. худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографич. воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетич. ориентациях на натурализм и прагматизм... Словарь по культурологии
- ГИПЕРРЕАЛИЗМ — ГИПЕРРЕАЛИЗМ (фотореализм) — направление в изо-искусстве последней трети 20 в., сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Большой энциклопедический словарь