— этнограф академии наук (музей антропологии и этнографии). Род. в 1861 г., в еврейской семье. Поступил в с.-петербургский университет на юридический факультет, откуда ему пришлось в 1883 г. перейти в новороссийский университет. В 1886 г. его университетские занятия были прерваны, и диплом об окончании курса юридических наук он получил только в 1902 г. Очутившись в 1889 г. на острове Сахалин, где ему предстояло пробыть 10 лет, Ш. посвятил себя этнографическим и лингвистическим исследованиям. В течение семи лет он предпринял ряд путешествий по Сахалину и Приамурскому краю, изучая первобытные племена (гиляков, айнов, ороков, орочей, ольчей, гольдов), производя попутно археологические изыскания и собирая коллекции. Особенно важные материалы собраны им по быту, религии, языку и фольклору гиляков; язык последних им впервые научно исследован в фонетическом и грамматическом отношениях. Большая часть коллекций этнографических и археологических досталась сахалинскому музею. В 1893 г. Ш. сделал сообщение о гиляках в московском Обществе любителей естествознания и пр. ("Сахалинские гиляки", "Этнографическое Обозрение", 1893, № 2), у которых им открыты были важные для истории первобытной семьи и рода своеобразные формы группового брака и родственная номенклатура, однородные формы найдены им и у тунгусских народностей (орочи, ороки, гольды) ("Орочи Татарского побережья", в Обществе изучения Амурского края; большое извлечение в газете "Владивосток", декабрь 1896 г.) "Гиляки. Происхождение, быт, семья, род и религия" ("Этнографическое Обозрение", 1894 г., №№ 1 и 2). Общие результаты лингвистических работ Ш. напечатаны в "Известиях Императорской академии наук" (т. XIII, № 4) и отдельно ("Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора", СПб., 1901). С 1902 г. академия наук приступила к печатанию "Материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора" (окончен печатанием 1-й том, эпос). С 1900 г. — Ш. постоянный сотрудник настоящего Энциклопедического Словаря, где им помещен ряд оригинальных статей по первобытной религии и праву, этнографии и антропологии. В 1895 г. фактически редактировал газету "Владивосток", в которой поместил в 1893—1896 гг. ряд статей по местным вопросам, в частности о пенитенциарной и колонизационной политике ("Беседы о Сахалине"), также путевые очерки и
— этнолог, публицист и общественный деятель; с 1901 г. состоит старшим этнографом Музея антропологии и этнографии при Имп. Академии наук. Род. в 1861 г. в г. Житомире. Получил хорошее еврейское образование; после кратковременного пребывания в раввинском училище перешел в гимназию. В 1886 г., будучи студентом, Ш. по обвинению в принадлежности к партии "Народной воли" был арестован и после почти трехлетнего одиночного заключения был выслан на остров Сахалин. Здесь, очутившись в отдаленном сел. Виахту, Ш. занялся изучением местного первобытного населения — гиляков, араков, тунгусов и айну, и предпринял ряд путешествий по Сахалину — по западному берегу и др.; в 1895 г. обследовал племя орочей на побережье С.-Японского моря и инородцев по Амуру и его Лиману (гиляков, ольчей и отчасти гольдов). По манифесту 1897 г. Ш. получил разрешение вернуться на родину. Академия наук исходатайствовала ему возможность временного приезда для научных занятий в Петербург. После выдержания экзамена по юридическому факультету Ш. был принят на службу при Имп. Академии наук, сначала младшим, потом старшим этнографом Музея антропологии и этнографии. В 1910 г. снова предпринял научное путешествие на Амур и Сахалин. Заслуга Ш. в области этнографии, кроме общего исследования первобытных народов Амурского края, заключается в изучении языка и словесной литературы гиляков, в результате чего выяснилось, что гиляки должны быть отнесены к американскому кругу народов. Далее, среди того же племени гиляков, а также у тунгусских племен открыта им классификаторская система родства и половые нормы, сближающие эти народы, с одной стороны, с индейцами С. Америки, с другой — с дравидийскими народами Индий. Ш. напечатал ряд работ по этнографии приамурских народов на русском и иностранных языках, ряд оригинальных статей по общей этнографии, первобытной религии и праву в Энциклопедии Брокгауза-Ефрона, в сборнике "Формы национального движения в соврем. государствах" (СПб., 1900) — статьи "Инородцы" и "Буряты"; немало поработал в области публицистики. Вопросу о положении каторги и пенитенциарной системы посвятил серию статей под общим заглавием "Беседы о Сахалине" ("Владивосток", 1893—1895). В 1895 г. Ш. фактически редактировал еженедельник "Владивосток", в котором поместил ряд статей по вопросам местной жизни, также фельетоны, путевые очерки, рассказы. Ш. редактирует "Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии" и "Сборники Музея антропологии и этнографии". Сотрудничал в "Русском богатстве", "Сыне Отечества" и "Наших днях"; здесь он поместил обратившие на себя внимание статьи "Расширение эксперимента", "Трагедия шестимиллионного народа" (еврейского); последняя статья вышла отдельно в трех изданиях. Ш. сотрудничает и в русско-еврейских изданиях (псевдонимы Л. Ш—г, Л. Ш., Sh., St. и др.). Ш. работал в журн. "Свобода и равенство" (статья "Задачи русского еврейства" вышла отдельно на русском и еврейском язык., в сборнике "Учредительный съезд Евр. нар. группы"), "Новом Восходе" (член редакции), "Евр. старине" ("Новейшие работы по антропологии евреев"). Отметим также очерки Ш. "Сахалинские евреи" ("Евр. мир",
(1861—1927) — народоволец, крупнейший этнограф. Будучи еще студентом, участвовал в студенческих народовольческих организациях, входил в южнорусскую группу народовольцев. В 1886 арестован в Одессе и после 3 лет тюрьмы сослан на север Сахалина на 10 лет. Во время ссылки провел весьма важную этнографическую работу среди гиляков, определившую всю его дальнейшую деятельность. Открытие Ш. группового брака у гиляков было отмечено в 1891 в небольшой статье Ф. Энгельса. По отбытии ссылки он был назначен сотрудником Музея антропологии и этнографии Академии наук. После Октябрьской революции Ш. был избран в 1918 профессором Ленинградского ун-та, а в 1924 — членом-корреспондентом Академии наук. Ш., не будучи марксистом и принадлежа к идеалистической генетической школе в этнографии, дал все же в своих работах много ценнейшего материала по этнографии Дальнего Востока.
Важнейшие научные работы Ш.: Гиляки, "Этнографическое обозрение", тт. 60, 61 и 63, СПб, 1904; Die Religion der Giljaken, "Archiv für Religionswissenschaft", B. VIII, Lpz., 1905, S. 244—274; Античный культ близнецов при свете этнографии, Сб. Музея антропологии и этнографии, т. III, П., 1926, стр. 133—189; Аинская проблема (сборник МАЭ, Л., 1929, стр. 334—374); Избранничество в религии, "Этнография", М.—Л., 1927, № 1, стр. 3—56. До сих пор не опубликован ряд работ Ш., среди них особенно важны: "Социальная организация гиляков" и "Лекции по эволюции религиозных верований".
Род. 1861, ум. 1927. Этнограф, специалист по этнографии народов Сибири и первобытной религии. С 1924 г. чл.-корр. РАН, с 1925 г. — АН СССР.



Ссылка на выделенный текст