Конфуций

(ок. 551-479 до н. э.) (Кун-Цзы) происходил из обедневшего знатного рода, в молодости был мелким чиновником, затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды Конфуция изложены в его сборнике "Лунь юй" (Беседы и суждения). Главным в конфуцианстве были вопросы этики и управления государством. Как и многие древние мыслители, одобрял сложившийся на основе традиционных взаимоотношений общественный строй, основанный на четком разделении привилегий между разными сословиями. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикет") — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же — сяэ жэнь (дословно — "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, — яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять — значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями. Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех вышестоящих, настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь отцом народа и гарантом правильного действия, способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда у народа будет достаток , когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и госудоря, станет одинаково выгодным как в условиях великой общности ( коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Древнего Китая (усиление роли государства и формированием бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки. После 136 г. до н. э. конфуцианство стало господствующей доктриной, а был провозглашен "учителем 10 тысяч поколений" и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г. (начало буржуазной Синьхайской революции).

Источник: Экономический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНФУЦИЙ — КОНФУЦИЙ (латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы – «Учитель Кун»; Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни) (552/ 551, Цзоу в царстве Лу (современный г. Цюйфу провинции Шаньдун) – 479 до н.э. Новая философская энциклопедия
  2. КОНФУЦИЙ — Кун-цзы (р. прибл. 551 — ум. 479 до н. э.), — др.-кит. мыслитель, педагог и гос. деятель, заложивший основы этико-политич. учения — конфуцианства. Род. в обедневшей семье знатного происхождения в царстве Лу (на терр. совр. уезда Цюйфу, провинция Шаньдун). Советская историческая энциклопедия
  3. Конфуций — Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. Большая советская энциклопедия
  4. Конфуций — И Конфуцианство — см. Кун-фу-цзы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. КОНФУЦИЙ — КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Большой энциклопедический словарь
  6. Конфуций — Конфуций (Кун-цзы — учитель Кун) (около 551 — 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. В 22 года начал обучать, прославился как самый знаменитый педагог Китая. Большая биографическая энциклопедия
  7. КОНФУЦИЙ — КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение... Новейший философский словарь