Клеренс Эдвин Эйрес

Эйрес родился 6 мая 1891 г. в Лоуелле, Массачусетс, и умер 25 июля 1972 г. в Аламогордо, Нью Мексико. Получив философское образование и научные степени в Брауне и Чикаго (в 1917 г. докторская степень), Эйрес преподавал в Чикаго, Амхерсте и Риде, после чего, в 1930 г., переехал в Остин для работы в университете Техаса, в котором он работал до своего ухода на пенсию в 1968 г.. В течение года, в 1924-25 гг., он был помощником редактора в The New Republic, с которой сотрудничали Герберт Кроли, Джон Дьюи, Элвин Джонсон и Р. Х. Тони. В течение своей жизни он поддерживал переписку с другим философски-ориентированным, но более традиционным экономистом, Фрэнком Х. Найтом. На него оказали глубокое воздействие Торстейн Веблен и Дьюи, и он стал одним из (если не главным) лидеров институциональной экономической теории после Второй мировой войны. Харизматический лектор в полном смысле слова, в Техасе он оказывал долговременное влияние на определенный круг студентов, которые развивали его идеи в собственных карьерах. По мере развития его идей, особенно в отношении природы институтов и их соотношения с технологией, его студенты уходили, унося с собой логически связное и во многом самостоятельно выработанное понимание. В данном Эйресом определении институционализма подчеркивается мысль, что наука — это система веры, что человеческие ценности — это только средство продолжения и улучшения жизненного процесса, что технология, как он ее определял, является главной благотворной силой в общественном развитии, и что соображения правильности на деле оказываются вопросами традиции и привычки. Технология, согласно Эйресу, предполагает использование инструментов, но инструменты он определял все более широко, включая в них неосязаемые символы и организации. Технология, для него, — это волнообразная сила, определяющая экономическое благосостояние и конституирующая то, что он рассматривал как объективный промышленный и эволюционный процесс. Его концепция технологически инструментальной ценности и истины подчеркивает транскультурные ценности обрабатываемости и эффективности, которые формируют континуум. Враждебной по отношению к технологии является ограничивающая сила укоренившихся институтов, которые, санкционируя официальное поведение в пользу укоренившихся и законных интересов, создают препятствие научному и экономическому прогрессу, создаваемому технологией. Экономический прогресс, таким образом, является фундаментальной проблемой индустриализации; логика индустриализации или технологического развития во всех отношениях по-прежнему в состоянии войны с устаревшими тормозящими развитие институтами. Задача человечества состоит в том, чтобы развить новые институциональные формы и подвергнуть ревизии старые с целью сохранения темпов технического прогресса. Эйрес подчеркивал, что человеческое поведение определяется социумом и что для понимания и объяснения такого поведения экономист должен изучать существующие поведенческие модели ( институты) и общую культуру. Подобно институционалистам, Эйрес настаивал на методологическом коллективизме и критиковал то, что он рассматривал как узкое сосредоточение на условиях рыночного равновесия, поддерживаемое общепринятой экономической теорией. Эйрес повлиял на многих экономистов, занимавшихся теорией развития, которые так же, как и он указывали на то, что модернизации препятствует сохранение традиционных институтов или поддержание позиций тех сил, которые враждебны модернизации. В более общем плане, Эйрес, опять-таки подобно другим институционалистам, утверждал, что для понимания процесса размещения ресурсов необходимо выйти за пределы рынка к институтам и культурным факторам, которые отчасти через адаптацию к — и через включение в технологию, составляют реальный аллокационный механизм. В известном смысле, неоклассическое сравнение издержек производства и полезности стало для Эйреса чем-то иным, а именно, сопоставлением технологии и институтов, которые формируют и усиливают индивидуальный и коллективный выбор.

Источник: Экономический словарь на Gufo.me