Уильям Годвин

(1756-1836) — первый мыслитель, систематически изложивший и подробно обосновавший анархическое мировоззрение в своей книге "Исследование о политической справедливости и ее влиянии на всеобщую добродетель и счастье" (1793). Эту книгу известный историк анархизма Макс Неттлау охарактеризовал как "замечательный труд, первое полное изложение анархизма в одной из его прекраснейших форм". Годвин родился 3 марта 1756 г. в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье священника. Закончил Хокстонскую духовную семинарию. Служил настоятелем приходов в Уэре, Стоумаркете и Биконсфилде. В 1782 г. решил обосноваться в Лондоне и реформировать общество не столько с помощью религии, сколько собственными сочинениями. Анонимно опубликовал Жизнь Чатема (1783), "Очерк истории" (1784) и ряд журнальных статей, однако широкая известность пришла к нему лишь в 1793 с выходом в свет "Исследования о политической справедливости". В этом сочинении он определил политическую справедливость как "претворение на практике принципов морали и истины", утверждая способность человека к совершенствованию: общественные пороки надлежит искоренить, изменив порождающие их причины. Звездный час в жизни и творчестве Годвина — 90-е годы XVIII века, на которые приходится написание его главного труда и наиболее талантливых романов в частности, романа "Калеб Вильямс", счастливый союз с замечательной женщиной, классиком феминизма Мэри Уолстонкрафт. Дочь Уильяма Годвина и Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли, станет возлюбленной английского поэта Перси Бисси Шелли, — ученика и последователя Годвина, — и основательницей жанра научной фантастики, автором знаменитого романа "Франкенштейн". За этим коротким счастливым периодом следует смерть любимой женщины и многих детей, десятилетия творческого упадка, материальных лишений, травли в печати, заброшенности и безвестности, новые компромиссы и новые неудачные романы и пьесы. В 1801 г. Годвин женился на сварливой Мэри Джейн Клермонт, матери Клер, будущей возлюбленной Дж. Байрона. Чтобы упрочить шаткое материальное положение семьи, Годвин занялся издательским делом и книжной торговлей, однако не преуспел. И сам Годвин, и его учение, на полвека опередившее свое время, были забыты. Правда, под огромным влиянием "Политической справедливости:" творил поэт Шелли, писал свои сочинения Роберт Оуэн, формулировалась идеология чартистского движения. Но, опередив свое время, Годвин оказался вне столбовой дороги развития мировой анархической мысли. Штирнер, Прудон, Бакунин, практически не были знакомы с его идеями. И лишь Кропоткин, уже сформулировав основы собственного учения, в зрелые годы вновь "открыл" Годвина для анархизма и обнаружил в нем великую предтечу анархической мысли. И все же именно Годвин первым в мировой общественной мысли выразил анархическое мировоззрение не как отдельную фразу или сбивчивую мысль, не как благую декларацию или экзальтированное пророчество, но как развернутую и аргументированную систему ценностей и идей. Годвин завершает собой английское Просвещение, и его труд является своеобразным ответом на Великую Французскую революцию. Истоки идей Годвина — в английском Просвещении. Оригинальность его не столько в самих его мыслях (он постоянно ссылается то на Локка, то на Пейна, то на Гельвеция), сколько в педантической систематичности и масштабности его построений, в логических выводах, их четкости, радикальности, последовательности и аргументированности. Такие общие места для всех деятелей просвещения, как культ Разума и вера в его всемогущество, этический фундаментализм и вера в прогресс — выразились в трудах Годвина. Наибольшее влияние на него оказали английские просветители (Дж. Локк, Д.Пристли, А.Смит, И.Бентам, Т.Пейн), английские социалистический и эгалитарные авторы (Т.Спенс, Р.Уоллес, В.Огилви), французские просветители (П.Гольбах, И.А.Гельвеций), английские моралисты (Ф.Хатчинсон, Б.Мандевиль, А.Шефтсбери).и диссентерские (нонконформистские) религиозные течения в Англии (сам Годвин — сын священника и первоначально был диссентерским священником). Непосредственным толчком и поводом, подтолкнувшим Годвина к написанию его главного труда, были события Великой Французской революции и связанная с ними бурная полемика в английской общественно-политической литературе (сочинения Т.Пейна, Дж.Макинтоша, Э.Берка). Почти все основные идеи и принципы доминирующего в анархической мысли социалистического направления были уже не только сформулированы, но и развиты и подробно обоснованы У.Годвином. Среди них: идея о тождественности (а не просто о связи) власти и собственности, как неразрывных сторон одного явления; развернутая и рациональная критика государства, права, частной собственности и моногамной семьи; мысль о децентрализации общественной жизни и производства как необходимом условии расширении свободы личности и вытеснения власти; последовательное проведение противопоставления общества и морали (как блага) — государству и праву (как злу); первый набросок принципа федерализма как антитезы государственной централизации; мысль о том, что "преступления" суть следствия общественных несовершенств, и необходимости разрушения существующей пенитенциарной системы, лишь плодящей преступников; зачатки либертарной педагогики; отрицание какой-либо "опеки" над человеком и человечеством и вытекающее отсюда бескомпромиссное отрицание любых внешних догм и авторитетов; анализ различных форм политической системы (демократия, аристократия и монархия)и отрицание (хотя и в разной степени) всех этих форм как убийственных для свободы; критика "договорных" теорий происхождения власти и права; отрицание подробно регламентированных "проектов" будущего общества; стремление сочетать в будущем обществе равенство и коллективизм со свободой и индивидуализмом. О чем бы ни шла речь, — о собственности или о педагогике, о семье или о революции, — пафос свободы, либертарный дух, пронизывающий всю его огромную книгу, производит тем более поразительное впечатление, что этот труд создавался в эпоху безусловного господства в социалистической мысли казарменно-государственнического направления (достаточно вспомнить проекты авторов, начиная от Томаса Мора и Томазо Кампанеллы до Гракха Бабефа, Этьена Кабе и Вильгельма Вейтлинга). В качестве пути достижения "политической справедливости" Годвин хотя и допускал революцию как крайнее средство, но, будучи представителем (и завершителем) эпохи Просвещения, отдает явное предпочтение проповеди "истины" и пропаганде своих идей в уверенности, что когда эта истина станет общеизвестной, общество преобразится. Взгляды Годвина базируются на безусловной оптимистической вере в прогресс, разум и человека. Годвин верил в возможность людей прийти к единству через свободу, а не через рабство (как предлагали государственные социалисты) и не через неравенство (как предлагали буржуазные либералы). Помимо вышеупомянутых произведений и дневника, который он вел на протяжении 48 лет, Годвин написал три романа — "Приключения Калеба Уильямса" (1794), "Сент-Леон" (1799) и "Флитвуд" (1805); неудачную пьесу "Трагедия Антонио" (1800); "Воспоминания об авторе" (...) "Права женщины" (1798), "Жизнь Чосера" (1803), "О народонаселении" (1820), "Историю общественного благосостояния" (1824-1828), а также ряд более мелких произведений. Умер Годвин в Лондоне 7 апреля 1836 г.

Источник: Экономический словарь на Gufo.me