Квазирелигии

У П.Тиллиха псевдодуховные формы поклонения, выросшие на почве современного секуляризма: в них "в качестве высшего интереса выступают народ, наука, некоторая форма или этап развития общества, высший идеал человечества, которые при этом отождествляются". Фашизм и коммунизм — наиболее яркие примеры квазирелигий ХХ в., примеры сакрализации национального и общественного самоутверждения. Еще одна — либеральный гуманизм. Приход к власти фашистов и коммунистов, по Тиллиху, не означает, что чувство Родины должно быть полностью отделено от чувства святыни: если Родина понимается не просто как территория, а как высшая идея национального призвания и предназначения, то смерть за Родину имеет смысл и в условиях национал-социализма. Положительное отношение протестантства к секулярному затрудняет его сопротивление квазирелигиям, и лишь неоортодоксия К.Барта смогла настоять на бескомпромиссности по отношению к нацизму: "Протестантизм более открыт для квазирелигий и, следовательно, легче может стать их жертвой" (П.Тиллих).

Источник: Философский словарь на Gufo.me