Мистика, Мистицизм

(от греч. mystikos — таинственный) -в широком смысле: 1) признание сверхъестеств. сущности явлений природы и общества, напр. объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы; 2) истолкование различных открытий естествознания как доказательства существования таинств, сил (напр. «наукология», спекулирующая на мистич. интерпретации «бессознательного» у человека); 3) религ.-филос. идеалистич. учения — теософия («богопознание»), антропософия («человекопознание») и т. п.; 4) вост. верования и культы Индии (буддизм, брахманизм. йога), Китая (даосизм), Японии (дзэн), Ирана (суфизм), иудаизма (каббала и хасидизм); 5) пережитки первобытн. веры в духов в виде спиритизма, в волшебные безличные силы в виде оккультизма, в колдовское «лечение» («парамедицина») и т. д.; 6) различные формы магии в быту (гадания, суеверные приметы и т. п.); 7) попытки мистифицировать все формы проявления жизни и деятельности людей от «М. секса», «М. спорта» («пневритмия») до «М. пищи». М. в узком смысле — вера в непосредств. сверхчувств, общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мистична. Отношение совр. христ. духовенства к вневероисповедной М. противоречиво: распространение ее выгодно церкви, потому что способствует укреплению религии, но вызывает опасение, что М., призывая людей самих искать слияния с богом, тем самым устраняет посредничество церкви как «мистич. тела Христа» и ее служителей. М. восходит к первобытн. магии, астрологии и манти-ке древнего мира, к его мистериям. В разных странах были тайные орг-ции, в к-рые посвящали избранных в целях мистич. единения с духами и богами: в Др. Греции, напр., мистич. культы орфиков, элевсинские мистерии и пр. М. особенно распространилась в средние века. В прошлом иногда под мистич. оболочкой скрывались прогрес. взгляды и элементы науч. знаний, но в наст. вр. М. — это смесь бессознательного обмана с сознательным шарлатанством. Всякая М. антинаучна. В условиях духовного кризиса капитализма М. широко насаждается в бурж. странах. Одна из особенностей совр. М. — стремление придать себе наукообразный вид, внушить, что ее вымыслы подтверждаются наукой. В США существует комитет ученых, ставящих целью разоблачение мистич. шарлатанства: астрологии, телепатии, психокинеза и т. д. Во Франции борьбу с М. ведет «Союз друзей разума». Рационализм не способен преодолеть М. «Все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, ...а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 3,с.37).

Источник: Философский словарь на Gufo.me