Автономия

(греч. autos — собственный и nomos — закон) — понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А. как социального феномена, можно зафиксировать: 1) исходное выделение человека из природы (А. социума или нулевой цикл формирования А.) и индивида из рода (индивидуальная А. или собственно А.); 2) формирование в рамках традиционного общества парадигмы автаркии (autarkia — независимость, самоудовлетворение), основанной на имплицитной идее А. (стоицизм в античной Греции, буддизм в Древней Индии и др.). Уже на этом этапе конституирования А. может быть зафиксировано существенное отличие протекания данного процесса в контексте восточной культуры и культуры западного образца: если на Востоке А. мыслится как дистанцирование от социального контекста в условиях растворенности человека в природных (космических) циклах, то применительно к Европе, где отношение к природе конституируется в парадигме природопользования, феномен А., в тенденции, конституируется в экстремальном своем варианте — А. как тотальное противостояние среде. Вместе с тем, на данном этапе принцип А. не конституирован в качестве эксплицитно сформулированного идеала, — напротив, в культурном пространстве доминирует идеал принадлежности к общности (так, если, согласно законодательству Солона, человек, во время уличных беспорядков не определивший своей позиции с оружием в руках, изгонялся из общины, то этот факт значим не только содержательно, но и с той точки зрения, что демонстрирует процедуру изоляция от общины в качестве одной из крайних пенитенциарных мер традиционного общества); 3) оформление в рамках христианской традиции (особенно после "Исповеди" Августина) не только идеалов, но и технологий глубинной интроспекции и скрупулезной морально-психологической рефлексии, культивация рафинированного интеллектуального самоанализа. Христианство, в целом, существенно сдвигает культурные акценты: безусловно сохраняющая свой статус идея всеобщего единения (в духовном аспекте) дополняется и уравновешивается идеей А. в плане отношения к наличному социальному контексту. Интерпретация последнего в свете презумпции Второго Пришествия предполагает перенесение аксиологических акцентов (при осмыслении феномена социальной темпоральности) с настоящего к будущему, что задает в христианстве парадигму А. как радикального дистанцирования от социального контекста как воплощения несправедливости и источника страданий: "не имеем здесь постоянного града, но взыскуем грядущего" (Посл. к евр., 13, 13-14). Согласно позиции Тертуллиана, христиане есть "одиночные частные лица", признающие над собой лишь "божественную Божью власть", — именно в раннем христианстве закладываются эксплицитно конституированные идейные основы А. индивидуального субъекта по отношению к светской власти (равно как и космополитизма и индивидуализма): "для нас нет дел более чужих, чем дела государственные", и "для всех только одно государство — мир" (Тертуллиан). В этом контексте существенно трансформируется семантика религиозных таинств: если в традиционной дохристианской культуре культ выступал именно в функции регулятора сферы повседневности, то христианские таинства, напротив, мыслятся как акты реального приоткрывания сакральной сферы в сфере повседневности. В целом, христианство формирует культурную ориентацию на А., понятую в конкретном аксиологическом контексте как нормативную ориентацию на нездешнее: "быть в мире, но не от мира сего". Таким образом, ядром христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной А. в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, и, вместе с тем, на индивидуальную ответственность за судьбы мира; 4) новый импульс развитию культурного идеала А. был придан феноменом индивидуализма Нового времени: развитие книгопечатания привело к формированию "культуры зрения", фундированной презумпцией А. "собственного видения", "личной точки зрения", "индивидуального взгляда на вещи" (в противоположность суггестивно ориентированной традиционной "культуре слуха"). Масштабная интеграция человечества в условиях индустриальной системы хозяйствования отнюдь не предполагает содержательного духовного единения, которое бы делало доступным для индивида переживание своей принадлежности к общности, что вызывает к жизни такие феномены, как знаковая демонстрация принадлежности к виртуальной группе; неизменно обреченные на неудачу модернизационные попытки реанимации экстатических технологий переживания единства, свойственных архаической культуре (суррогатный характер подобных поисков проанализирован Фроммом [см. "Иметь или быть?" (Фромм)] и т.п. — Платой за А. индивида, репрезентированную как в когнитивно артикулированной А. точки зрения, так и в социально артикулированной А. частной жизни, оказывается утрата чувства общности, последняя начинает рефлексивно осмысливаться в качестве ценности (в отличие от культуры традиционного общества, где она выступала как данность и в силу этого не подвергалась эксплицитному осмыслению). Однако конституирование идеи А. в качестве аксиологического экстремума шкалы культурных ценностей индустриализма обусловило не подвергаемую ни малейшему сомнению готовность человечества заплатить эту цену: в системе отсчета субъекта западного типа индивидуальность и индивидуальная А. выступают абсолютным мерилом ценностного пространства; 5) в 20 в. понятие "А." было не только аксиологически актуализировано в новом культурном контексте, но и получило радикально новое содержательное развитие в неклассической философской традиции, а именно — в концепции экспертократии, которая к 1980-м сменяет собой концепцию технократии. Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое содержание идеи гуманизации и гуманитаризации культуры, она в новом ключе интерпретирует статус и роль интеллигенции в обществе. По оценке Гоулднера, интеллигенция выступает в социальной системе в качестве "значимого маргинала". Концепция экспертократии базируется на теории "нового класса", под которым понимается группа высокообразованных специалистов, чей доход не определяется собственностью, но является прямо пропорциональным интеллектуально-творческому потенциалу. В центре концепции экспертократии стоит, таким образом, не технический специалист и не менеджер, но эксперт — специалист-ученый. И если неоконсервативное направление концепции экспертократии фокусирует внимание на интерпретации интеллигенции в качестве класса ("класс экспертов"), объединенного общностью образования, стиля мышления и ценностных идеалов (Д. Мойнихен), то радикальное направление данной концепции акцентирует идеологический характер данной общности и критический потенциал его коллективного сознания. Так, Гоулднером показано, что интеллигенция как класс обладает не только высоким и во многом универсально-общим культурным потенциалом, но и "культурой критического дискурса" (см. Дискурс). Феномен дискурса содержательно переосмыслен в рамках данного направления и получает свою расширительную трактовку, которая основывается на трактовке дискурса в качестве своего рода рефлексивной речевой коммуникации, предполагающей самоценное обсуждение (проговаривание) и интерпретацию всех значимых для участников коммуникации ее аспектов. Это создает своего рода коммуникативную реальность, не совпадающую с реальным социальным фоном ее протекания: последний и не принимается на уровне позитивистской констатации, и не отрицается на уровне субъективного алармизма, — он просто дистанцируется, освобождая место для "коммуникативного пространства" (Гоулднер). В радикальном направлении концепции экспертократии семантико-аксиологический фокус смещается с коммуникативных аспектов дискурса на социально-критические. По мнению Гоулднера, дискурс принципиально идеологичен, ибо А. является как целью, так и способом существования интеллигенции как "нового класса", а дискурс выступает средством ее, А., достижения; между тем, формирование в структуре общества класса, который, с одной стороны, автономен, дискурсивно дистанцирован от нормативной социальной структуры, а с другой — критически ориентирован по отношению к последней, означает конституирование не просто маргинальной, но дестабилизирующей социальной силы, поскольку в рамках критического дискурса как средства достижения А. интеллектуалами проговариваются деструктивно-критические интерпретации наличной социальной среды, являясь готовыми идеологическими программами для оппозиции. Более того, в случае если социальный фон дискурсивных практик оказывается неадекватным (оказывает сопротивление автономизации), он выступает специальным целеположенным объектом деструкции — во имя все той же возможности А. Подобная, казалось бы, маргинальная позиция интеллигенции как субъекта А. на деле оказывается социально акцентированной и доминирующей, а решающее значение "критической свободной мысли интеллектуалов" (Гоулднер) в истории позволяет говорить о реальной экспертократии, целью которой оказывается А. интеллектуалов.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. автономия — -и, ж. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Демократическое государство должно признавать автономию разных областей, особенно областей и округов с разным национальным составом населения. Малый академический словарь
  2. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ (от греч. autonomia — самоуправление) — англ. autonomy; нем. Autonomie. Самостоятельность, определяемость к.-л. явления его внутренними законами (в противоположность гетерономии). Социологический словарь
  3. Автономия — (от греческого autonomía — независимость) право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. Большая советская энциклопедия
  4. Автономия — (Самоуправление) Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах государства. Предполагает возможность самостоятельного решения вопросов образования, культурной жизни, хозяйственной жизни. Словарь социолингвистических терминов
  5. автономия — (иноск.) — самостоятельность (собств. право самоуправления) Ср. Алексей Павлович давно утратил свою автономию и плясал по жениной дудке. Лесков. На невских берегах. 23. Ср. Autonomie — самоуправление. Ср. αυτονομία (αυτός, сам — νόμος, закон) — самоуправление. См. плясать по чужой дудке. Фразеологический словарь Михельсона
  6. автономия — • широкая ~ Словарь русской идиоматики
  7. автономия — АВТОНОМИЯ и, ж. autonomie f < , гр. 1596. Лексис.1. Право какой-л. национально-территориальной единицы самостоятельно решать дела внутреннего управления в соответствии с конституцией; самоуправление. БАС-2. Автономия с уплатой дани. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Автономия — (греч. autonomia — независимость, от autоs — сам и nоmos — закон) в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в: а) неподопечности, т.е. Педагогический терминологический словарь
  9. АВТОНОМИЯ — В общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной... Словарь по конституционному праву
  10. Автономия — • Αὐτονομία право государства управляться собственными законами, вместе с тем право политической независимости, как это было признано так называемым акталкидовым миром относительно всех городов европейской Греции и островов, кроме пяти. Словарь классических древностей
  11. автономия — Автоно́ми/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  12. автономия — орф. автономия, -и Орфографический словарь Лопатина
  13. АВТОНОМИЯ — (от греч. autos — сам + nomos — закон) — (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения. Иногда... Большой психологический словарь
  14. автономия — АВТОНОМИЯ -и; ж. [греч. autos — сам и nomos — закон]. 1. Право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства и управления; самоуправление. Добиться автономии. Получить автономию. Толковый словарь Кузнецова
  15. автономия — См. автограф Толковый словарь Даля
  16. автономия — (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – право этнической, расовой, языковой. Религиозной или территориальной общности самостоятельно решать внутренние вопросы, закрепленное общегосударственной конституцией или другими правовыми нормами. Этнографический словарь
  17. автономия — автономия I ж. 1. Закрепленное конституцией право какой-либо части государства самостоятельно осуществлять определённые функции власти и управления. 2. Право учреждений или ведомств на самоуправление. II... Толковый словарь Ефремовой
  18. АВТОНОМИЯ — (от греч. autos — cam nomos — закон) самоуправление, форма организации управления территориями, предприятиями, при которой они обладают значительными правами и возможностями самостоятельного принятия хозяйственных решений. Экономический словарь терминов
  19. автономия — АВТОН’ОМИЯ, автономии, ·жен. (·греч. autonomia) (·книж. ). 1. Самоуправление; право какой-нибудь области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (неол., ·редк. ). Толковый словарь Ушакова
  20. автономия — Автономии, ж. [греч. autonomia] (книжн.). 1. Самоуправление; право какой-н. области управляться своими законами и иметь свои правительственные органы (полит.). 2. Автономное государство, автономная область (нов., редко). Национальные автономии Сев. Большой словарь иностранных слов
  21. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ — 1) в конституцинном праве — право территории самостоятельно осуществлять государственную власть в пределах, предоставленных ей конституцией. 2) Самостоятельность какого-либо научного или учебного учреждения — напр., университетская автономия. Большой энциклопедический словарь
  22. автономия — АВТОНОМИЯ, и, ж. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-н. части государства; самоуправление. Федеративная а. Толковый словарь Ожегова
  23. АВТОНОМИЯ — АВТОНОМИЯ (греч. autos — сам и nomos — закон) — наличие у объекта или явления имманентных собственных закономерностей существования и развития. Можно говорить об А. органической жизни по отношению к неорганической, об этической А., т.е. Новейший философский словарь
  24. Автономия — (греч.), т. е. самозаконие, — индивидуальная свобода действия, означает в философском смысле самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью (Кант); в смысле юридическом это есть право, предоставляемое единениям, сословиям... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  25. автономия — (гр. autonomia — самоуправление, от autos — сам и nomos — закон) -в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. Большой юридический словарь