Наличие

Франц. PRESENCE. Один из ключевых терминов понятийного аппарата Дерриды, который критикует учение о «смысле бытия вообще как наличия со всеми подопределениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историческую связь (наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как субстанция/сущность/существование (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения или момента (nun), наличие cogito самому себе, своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен эго)» (Derrida:1967a, с. 23). Утверждение Дерриды о «ложности» этого учения может быть представлено как продолжение и углубление критики Хайдеггером основных постулатов Гуссерля, и в то же время, повторим, осмысление собственной позиции Дерриды было бы вряд ли возможным без и вне проблематики, разработанной Гуссерлем. Еще для раннего Гуссерля была характерна критика «натуралистического объективизма» (хотя в то же время он выступал и против скептического релятивизма), которому он противопоставлял призыв вернуться «к самим предметам», как якобы обладающим «открытым», «самообнаруживающимся бытием». При этом он ориентировался на традицию картезианства с его тезисом об очевидности самопознания и, что более важно, самосознания. В этой связи и лозунг «к самим предметам» предполагал «возврат» сознания к «изначальному опыту» (что абсолютно немыслимо и неприемлемо для Дерриды), получаемому в результате операции «феноменологической редукции», или «эпохе», которая должна исключать все нерефлексивные суждения о бытии, т. е. отвергать «эмпирическое созерцание», расчищая, тем самым, путь к «созерцанию эйдетическому», способному постичь идеальные сущности предметного мира вещей, мира явлений, или феноменов. Впоследствии Гуссерль попытался переформулировать принцип «самоочевидности сознания» как смыслополагание интенциональной жизни сознания, передав способность наполнять смыслом эмпирический и психологический опыт людей трансцендентальному субъекту как якобы обладающему обобщенным, интерсубъективным знанием общезначимых истин, т. е. фактически обладающему «трансцендентальным сознанием». Именно этот момент гуссерлианской философии и стал главным предметом критики Дерриды, отвергающего как постулат об «имманентной данности» (в терминах французского ученого — «презентности-наличности») бытия сознанию, так и принцип однозначного конституирования и преобразования «жизненного мира» (т. е. «универсального поля различных форм практик», по Гуссерлю) в мир «истинный», как бы туманно и неопределенно ни формулировал его немецкий философ. Если Гуссерль для Дерриды до известной степени воплощает то современное состояние традиционной европейской философии, которое очертило круг вопросов, ставших для Дерриды предметом критического анализа, то отношения Дерриды с Хайдеггером гораздо сложнее. Хайдеггер в значительной мере создал методологические предпосылки дерридеанского анализа. И это связано прежде всего с его критикой «метафизического способа мышления», который он пытался переосмыслить. Отрицательное отношение Дерриды к «презентности-наличности» как основе метафизического мировосприятия генетически соотносится с критикой Хайдеггером традиционного европейского понимания мышления как «видения», а бытия — как постоянно присутствующего перед «мысленным взором», т. е. в трактовке Дерриды как «наличного». Хайдеггер последовательно выступал против абсолютизации в понимании бытия временного момента его «настоящего бытования», его «вечного присутствия», что несомненно предопределило и позицию Дерриды в этом вопросе. Однако, если попытка Хайдеггера осуществить деструкцию европейской философской традиции как «метафизической» (см. об этом у П. П. Гайденко: Гайденко:1963) встретила у Дерриды полное сочувствие и понимание, то другая сторона деятельности немецкого философа — его стремление найти путь к «истине бытия» — совершенно не совпала с глобальной мировоззренческой установкой Дерриды на релятивистский скептицизм. И именно в этом плане и наметилось их основное расхождение, обусловившее упреки в непоследовательности и незавершенности «деструкции метафизики», предъявленные Дерридой Хайдеггеру. За этим стремлением немецкого ученого во всем увидеть «истину» теоретик постструктурализма как раз и усматривает рецидив метафизического подхода. К этому можно добавить, что интенциональность, столь важная для Гуссерля и Хайдеггера, была переосмыслена Дерридой в типично постструктуралистском духе как «желание», иными словами, как подчеркнуто бессознательная, стихийная и в конечном счете иррациональная сила. Несомненно, что критика Дерридой понятия наличия связана с его гносеологическим нигилизмом, с отрицанием любых критериев истины, в том числе и такого феноменологического критерия, как «очевидность».

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. наличие — -я, ср. Присутствие, существование. [Кондратьеву] нужны были более точные данные о наличии в районе лесопосадочного материала. Бабаевский, Свет над землей. ◊ @ в наличии{ (быть, иметься и т. п.)} наличествовать. Боевого оружия в наличии не имелось. Нагибин, В школу. @ Малый академический словарь
  2. наличие — Нали́ч/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  3. наличие — орф. наличие, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. наличие — При наличии Словарь синонимов Абрамова
  5. наличие — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? наличия, чему? наличию, (вижу) что? наличие, чем? наличием, о чём? о наличии 1. Когда вы говорите о наличии чего-либо, вы имеете в виду, что это существует. По телефону можно получить справку о наличии билетов. Толковый словарь Дмитриева
  6. наличие — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным (суф. -иj-) от наликъ «налицо» (отсюда также наличный), сращения предлога на и сущ. ликъ. См. лик, лицо. Этимологический словарь Шанского
  7. наличие — НАЛИЧИЕ — ОТСУТСТВИЕ Наличие дорог — отсутствие дорог. Наличие материалов — отсутствие материалов. В наличии — в отсутствии. ○ Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств. Медынский. Трудная книга. Словарь антонимов русского языка
  8. наличие — НАЛИЧИЕ -я; ср. Офиц. Присутствие, существование. Выявить н. пушных зверей в районе озера. ◁ В наличии, в функц. сказ. Есть, имеется, налицо. Весь инвентарь в наличии Оружия в наличии не имелось. Толковый словарь Кузнецова
  9. наличие — НАЛИЧИЕ, я, ср. Присутствие (в 1 знач.), существование. Быть в наличии. Н. улик. Толковый словарь Ожегова
  10. наличие — НАЛ’ИЧИЕ, наличия, мн. нет, ср. (·книж. ). Присутствие, существование. Заседание состоится при наличии кворума. Быть, оказаться в наличии. Толковый словарь Ушакова
  11. наличие — наличие ср. Существование, присутствие. Толковый словарь Ефремовой
  12. наличие — См. налицовать Толковый словарь Даля