Практический Разум

Понятие, разработанное представителями немецкой классической философии, и в первую очередь Кантом. Обозначает способность человека опираться в своих поступках на собственную свободную волю и высшие, безусловные принципы нравственности, важнейшим из которых является категорический императив. В евразийской философии – на высший закон мудрости: «Делай другим то, чего желаешь себе сам»(Конфуций). Обладание П.р. превращает человека в свободного субъекта, исполненного достоинства и самоуважения, способного возвышаться внутреннего характера. Человек, находящийся внутри такой системы, чувствует себя достаточно комфортно, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении права и свободы для своей социальной самореализации. Он с готовностью идет на различные соглашения с другими социальными субъектами, зная о существовании правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение заключенных конвенций над естественной ограниченностью собственной витальности (телесности) и диктатом внешних социальных обстоятельств. В отличие от теоретического («чистого») разума, П.р. интересуется не вопросами познания, а проблемами взаимоотношений между людьми, нормами и законами, которым подчиняется социальное взаимодействие. С его помощью обнаруживается свойство свободной воли быть самой для себя законом и служить источником долженствования, заставляя человека относиться к другим людям как к целям, а не средствам. Человек, как обладатель П.р. и свободной воли, не вправе ссылаться при оправдании своих неблаговидных действий на обстоятельства естественного и внешнего характера. Так, преступника не извиняют те обстоятельства, что он был дурно воспитан, вращался в низком обществе, был легкомыслен, неосмотрителен или отмечен злобным характером. Эти факты объясняют, но не оправдывают. Наделенный свободной волей, будучи человеком, а не просто живым существом, он уже поэтому должен поступать в соответствии с требованиями практического разума и категорического императива. Вина за нравственные проступки и преступления целиком ложится на виновного, потому что, будучи изначально свободен, он не внял голосу практического разума, принципам и законам мудрости.

Источник: Философский словарь на Gufo.me