Цетлин Михаил Осипович

(псевд. Амари, Мих. Ос.) (28.6.1882, Москва — 10.1 1.1945, Нью-Йорк) — поэт, прозаик, критик, редактор, издатель. Из богатой еврейской семьи чаеторговцев. Окончил московскую гимназию Ф.Клеймана. Из-за болезни (костный туберкулез) в университет не поступал, но получил хорошее домашнее образование; был человеком разносторонней культуры, владел основными европейскими языками. Участвовал в революции 1905-7; член эсеровской партии, материально поддерживал ее и после того, как в 1908 отошел от политики, чтобы избежать ареста. Преследовался как член редакционной комиссии издательства «Молодая Россия», вынужден был в 1907 эмигрировать вместе с Марией Самойловной (урожд. Тумаркина, в 1 -м браке — Авксентьева), с которой в 1910 обвенчался во Франции, М.Цетлина активно поддерживала все начинания мужа. Супруги жили во Франции и Швейцарии, много путешествовали. В первой книге Ц. «Стихотворения» (М., 1906), уничтоженной цензурой, содержались стихи революционно-гражданской направленности. Сборник «Лирика» (Париж, 1912) выдержан в традициях лирической поэзии XIX в,, проникнут радостным волнением, ощущением счастья; о нем писали В.Брюсов, В.Ходасевич. В издательстве «Зерна» (которое Ц. субсидировал) в 1916 вышла книга «Глухие слова (Стихи 1912-1913 гг.)». В ней продолжалась тема любзи, пейзажная живопись словом, но вместе с этим нарастала тоска по родине, по Москве. В стихах (нередко подражательных) ощущается какая-то нерешительность, неуверенность в себе. Эти черты характера Ц. не раз отмечали его современники.Ц. понимал, что обладает скромным поэтическим дарованием; ориентировался на тютчевскую традицию. О себе писал: «...С одним я народом скорблю / (С ним связан я кровью); / Другой безнадежно люблю...» Печатал стихи в журналах «Русская мысль», «Новый журнал для всех», «Современный мир», «Вестник Европы», «Заветы». Узнав о Февральской революции, возвратился на родину и около года прожил в Москве; печатался в газетах «Черниговский край», «Вольный Урал», в сборнике «Весенний салон поэтов» (М., 1918). Октябрьскую революцию не принял; осенью 1918 выехал вместе с семьей А.Толстого в Одессу, в 1919-за границу. Обосновавшись в Париже, Цетлины жили на широкую ногу, в их литературном салоне могло быть одновременно до 100 человек, как это было на вечере в пользу И.Бунина, организованном Комитетом помощи русским писателям. Дочь Ц. Ангелина утверждала, что ее «родители никогда не причисляли себя к белой эмиграции, оставаясь верными эсерам». В своем салоне, наряду с писателями, они собирали политических деятелей — эсеров и кадетов. Сборник стихов «Прозрачные тени» (Париж; М., 1920) тяготел по содержанию и стилистике к изысканности. Характерно своей нарочитой красивостью стихотворение «Ожерелье» («Алмазы радости ... черные печали жемчужины ... осколки уничтоженных рубинов» и т.п. Стихотворение «Возвращение» выразило отношение Ц. к России: «...Я так стремился к тебе / и еле тебя узнаю: / Вдохновенную, мерзкую, злую, святую, / И, быть может, только не ту, не мою, / А другую, другую!» В 1923 Цетлины издали три номера альманаха «Окно». Ц. бывал на «воскресениях» у Мережковских и на заседаниях «Зеленой лампы». На первом собрании (5.2.19127) прочитал доклад «О литературной критике». В беседе «Русская интеллигенция как духовный орден» (по поводу речи И.Фондаминского) говорил: «Пусть мы часть России, попавшая в трудное, трагическое положение. Но и Советская Россия тоже находится в трагическом положении. Мы физически лишены родины, почвы. Они лишены свободы... Кому хуже? Обоим... Будем избегать греха гордыни, не будем думать, что мы соль земли. Нет, мы соль без земли и все же есть в нас соленость, и мы не должны ее потерять. Между Россией и эмиграцией есть, я верю, духовное взаимодействие... В этом смысле мы должны быть обращены «лицом к России»...» В статье «Эмигрантское: Критические заметки» (СЗ, 1927, № 32) предпринял попытку подытожить спор о зарубежной русской литературе, выразив сомнение в способности молодых стать достойной сменой старшему поколению писателейбеллетристов: «старшие» «принесли на подошвах комочек земли из своих уездов, унесли с собою родину», этого нет у «молодых», но они могут «войти в литературную жизнь Запада и тем обогатить и осложнить приемы и формы письма». В «Современных записках» публиковал «Литературные заметки», очерки «На литературные темы», статьи «Племя младое: (О Серапионовых братьях)» (1922, № 12), «О современной эмигрантской поэзии» (1935, №53), портретные зарисовки: «Короленко, человек и писатель» (1922, № 37), «О Чехове» (1929, № 40), свыше 60 рецензий, в том числе на произведения А.Толстого, Д.Мережковского, Б.Зайцева, М.Алданова, М.Осоргина, В.Набокова. Руководил поэтическим отделом журнала, писал о стихах К.Бальмонта, Н.Берберовой, З.Гиппиус, Дона-Аминадо, Е.Кузьминой-Караваевой, Б.Поплавского, Н.Тэффи, З.Шаховской и др. Рецензировал литературно-критические работы П.Бицилли и Д.Мирского. Критические суждения Ц. отличались оригинальностью, например, в рецензии на книгу «Роза Иерихона» Бунина (1924) он высказал мысль, что непримиримость писателя к большевистской революции связана с его «классическим духом», которому «чуждо все нечистое, смешанное, ублюдочное, всякая ложь и компромисс», Рецензируя биографические романы С.Сергеева! Донского и Ю.Тынянова (1929), отдавал предпочтение художественным биографиям, когда автор — не романист, а биограф — стремится «только вчувствоваться в подлинную данную личность своего героя, осветить и оживить сухие документы, скорее воссоздать, а не сотворить». Таким принципам отвечала книга Ц. «Декабристы: (Судьба одного поколения)» (Париж, 1933) — по определению М.Алданова, «высокий образец историко-биографической литературы». Ц. изображал декабристов (кроме «средневекового рыцаря» Лунина) не как героев, а как средних, обычных людей, отмечая, что сама «атмосфера Александровского времени была оппозиционной»; из описываемых Ц. «мелочей» возникает «замечательная картина исторической трагедии» (Алданов). В стихотворной книге о декабристах «Кровь на снегу» (Париж, 1939) Ц. воссоздал образ «России Николая»: «...Внутри развращена, больна, / Но миру робкому — пока / Ее недуг точил не зримо — / Она казалась велика / Безрадостным величьем Рима». Вместе с тем Русь видится поэту «в буйном камзоле», в безудержности «чуд», он призывает: «...Против себя же крепи / Выстрой, о, русский люд!» Однако, писал Ц., «ключ свободы» «не вовсе замерз» — «друзья 14-го» (декабря) будут жить в каждом последующем поколении. После вторжения Гитлера во Францию Цетлины эмигрировали в США, где вместе с Алдановым Ц. основал «Новый журнал», опубликовал в первых его номерах отрывки из книги «Пятеро и другие» (Нью-Йорк, 1941), которую ставил в один ряд с «Жизнью Тургенева» Зайцева и «Державиным» Ходасевича. В книгу вошли романизированные портреты В.Стасова, М.Глинки, М.Балакирева, А.Бородина, М.Мусоргского, а также Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, В.Серова, Ц.Кюи. Наиболее интересны портреты Мусоргского и особенно Балакирева, с симпатией изображен Стасов. В редакционной статье номера «Нового журнала» говорилось, что, издавая единственный русский журнал вне СССР, редакция открывает его страницы писателям разных направлений, но «в известных пределах: люди, сочувствующие национал-социалистам и большевикам, у нас писать не могут». Однако личные черты Ц. — мягкость, доброжелательность, терпимость — оборачивались порой нетребовательностью. Тем не менее о его вкусе свидетельствует публикация рассказов Бунина, романа Алданова «Истоки», произведений Зайцева, Набокова, Осоргина, Яновского, воспоминаний М.Чехова, М.Добужинского, А.Гречанинова, В.Ипатьева, Б.Бабкина, бывшего советского дипломата АБармина, И.Гессена. Среди авторов публицистического отдела были П.Милюков, П.Сорокин, Г.Федотов, В.Войтинский, АКеренский, А.Гольденвейзер, В.Чернов, М.Вцшняк, Б.Николаевский, ГАронсон, ДДалин и др. В последние годы жизни Ц. работал над книгой о символистах (многих из них он знал лично). Отрывки под названием «Восьмидесятые годы» публиковались в «Новом журнале» после смерти Ц. (1946, № 14). Умер Ц., редактируя 1 1 -и номер журнала.М.Цетлина продолжала его издание, а затем предприняла издание журнала «Опыты».

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЦЕТЛИН Михаил Осипович — ЦЕТЛИН Михаил Осипович (1882-1945) — русский поэт. С 1919 в эмиграции (Франция, США). Стихи под псевд. Амари: сборники "Стихотворения" (1906) — "Лирика" (1912) — "Прозрачные тени" (1920) — "Кровь на снегу. Стихи о декабристах" (1939). Большой энциклопедический словарь