Мясин Леонид Федорович

(27.7.1895, Москва — 15.3.1979, Боркен, Вестфалия, ФРГ) — танцовщик, балетмейстер. Родился в семье музыкантов: отец, Федор Афанасьевич М., валторнист оркестра Малого театра: мать, Евгения Николаевна, хористка Большого театра.М. рано почувствовал потребность в пластическом самовыражении, в 8 лет (1903) он поступил на балетное отделение Московского театрального училища. В начальных классах занимался у НДомашова, в выпускном — у А.Горского, Учеником много выступал на сцене Большого театра, в том числе в своей первой роли Черномора в опере «Руслан и Людмила» М.Глинки. Одновременно участвовал в драматических спектаклях Малого театра, а также начал серьезно заниматься живописью в школе А.Болыпакова и игрой на скрипке. Интерес к изобразительному искусству сопутствовал М. всю жизнь и оказал заметное влияние на его хореографическое мышление. По окончании училища в 1912 был зачислен в кордебалет Большого театра и экстерном 2-го разряда — в Малый театр.П.Марков вспоминал его как «стройного, нервного и очень искреннего юношу, который играл роли гимназистов в спектаклях с участием Южина, Лешковской, Никулиной, Рощиной-Инсаровой. Он имел большой успех и ему сулили блестящее будущее». Какоето время, увлеченный своими успехами в драме, М. колебался в выборе профессии. Поворотным моментом в его жизни стала встреча с С-Дягилевым, который в конце 1913 увидел М. в «Лебедином озере», где тот с В.Кригер танцевал тарантеллу. Дягилев искал, после разрыва с В.Нажинским, нового премьера для своей труппы. В январе 1914 М. покинул Россию, чтобы вступить в «Русский балет» Дягилева, как он сам считал — на один сезон. Первый период работы у Дягилева стал для М. временем интенсивного накопления знаний. По настоянию мэтра он стал заниматься у Э.Чекетти. В том же году дебютировал в маленькой роли Ночного сторожа в «Петрушке» М.Фокина (комп. И.Стравинскай), а затем — в главной роли в премьере балета Фокина «Легенда об Иосифе» (на муз.Р.Штрауса) и имел заметный успех. Позже танцевал также в других балетах Фокина: Петрушку в одноименном балете, Ивана-царевича в «Жар-птице» Стравинского, Негра в «Шехеразаде» (на муз.Н.Римского-Корсакова), Амуна в «Клеопатре» А.Аренского и др. Начиная с 1920-х исполнял в основном главные партии в собственных постановках. Как танцовщик М. тяготел к полухарактерным и характерным, даже гротесковым партиям. Обладая эффектной сценической внешностью, высоким и легким прыжком, артистическим магнетизмом, отличаясь мимической выразительностью, легко усваивая пластические «языки» различных народных танцев (он был блистательным интерпретатором испанских танцев), редко встречающимся в балете чувством юмора, М. скоро стал одним из самых известных танцовщиков своего времени. Работа с таким хореографом-новатором как Фокин, обилие впечатлений от знакомства во время гастролей с культурой других стран, особенно Италии, посещение музеев, общение с Дягилевым, немало способствовавшим духовному развитию молодого артиста, .пробудили в М. желание попробовать себя на балетмейстерском поприще. Первый опыт — балет «Литургия» (1914), создававшийся под воздействием живописи Чимабуэ, не был доведен до конца. Но следующий его балет, созданный по предложению Дягилева, — «Полуночное солнце» на музыку оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» (1915, «Grand Theatre», Женева) — стал заметным явлением. Находясь во многом под влиянием неопримитивизма М-Ларионова, оформившего спектакль в стиле русского лубка, М. построил хореографию балета на значительно стилизованном русском фольклоре, И в дальнейшем для М. большое значение имели творческие контакты с художниками и впечатления от изобразительного искусства. Он работал в содружестве с такими сценографами как Ларионов, Н.Гончарова, П.Пикассо, М.Шагал, А.Бенуа, Н.Бенуа, С.Дали, А.Дерен, А.Матисс, Л.Бакст, М.Добужинский, П.Челищев, Г.Якулов, Ж.Брак, К,Берер и мн. др. «Успех «Полуночного солнца», — вспоминал впоследствии М., был достаточен для того, чтобы я начал серьезно думать о моем будущем как хореографа». В 1916, находясь в Испании, М. поставил балет «Менины» (по картине ДВеласкеса, на муз, Г.форе), открывший испанский цикл в его творчестве.М. стал серьезно заниматься изучением испанского народного танца, приглашая знаменитых испанских танцовщиков для участия в своих постановках (Фернандеса, Рамироса, Архентиниту). Легко осваивая все новое, М. в 1917 в содружестве с поэтом Ж.Кокто, написавшим сценарий, композитором Э.Сати, использовавшим в своей музыке синтез джаза и регтайма, и художником Пикассо, создавшим костюмы в стиле кубизма, поставил балет «Парад», применив свойственные футуризму приемы эпатажа публики и стерев границы между академической сценой и балаганом. Балет не имел успеха, шокировав публику и критику своей новизной и необычностью. В том же году М. поставил также один из самых знаменитых своих балетов «Женщины в хорошем настроении» («Проказницы»; на муз. сонат А.Скарлатти в оркестровке В.Томмазини) по мотивам комедии К.Гольдони, в котором сочетал стилизацию балетной техники XVIII в, с изломанностью движений марионеток и влияний современного искусства. Успех спектакля способствовал тому, что и в дальнейшем М. неоднократно возвращался к найденным здесь образам и приемам. Этот балет, как и созданные в том же году «Русские сказки» (на муз.А.Лядова), поставленные в духе русского лубка, долго держались в репертуаре труппы, всегда вызывая восторги зрителей. Уже в этих первых постановках были заявлены черты, свойственные балетмейстерскому творчеству М.: интерес к фольклору, как русскому, так и других народов, влияние изобразительного искусства на хореографическое решение, интерес к стилистике commedia dellarte, преломленные сквозь современное пластическое видение, В 1919 поставил «Волшебную лавку» на музыку Дж.Россини в аранжировке О.Респиги. «При очаровательной и в то же время малоизвестной музыке Россини, а также остроумной и динамичной хореографии Мясина «Волшебная лавка» привлекла к себе исключительный интерес и вошла в число самых популярных балетов... Особенно выделялись Лопухова и Мясин, буквально «взрывавшие» зрительный зал исполнением канкана». В том же году поставил «Треуголку» М. де Фальи, снискав успех также как блистательный исполнитель фаруки. В 1920 обратился к приемам commedia dellarte в «Пульчинелле» (комп. Стравинский по Дж.Перголези). Стравинский считал балет «одной из лучших постановок Мясина, сумевшего проникнуться духом неаполитанского театра. А его исполнение роли Пульчинеллы было выше всяких похвал», В том же году поставил в парижской «Grand-Орбга» «Песнь соловья» и собственную хореографическую версию «Весны священной» (оба — комп. Стравинский), в 1920- балетные сцены в опере-балете «Женские хитрости» (на муз.Д.Чимарозы в оркестровке О.Респиги; в дальнейшем исполнялись самостоятельно под названием «Чимарозиана»). В 1921 женился на американской балерине Вере Савиной (наст. фам. Кларк): стремясь к профессиональной независимости, покинул «Русский балет». Сформировав в Риме собственную труппу, гастролировал с ней по Южной Америке. В 1922 поставил в Лондоне несколько маленьких балетов для «Covent Garden», собрал новую труппу для гастролей по Англии, открыл в Лондоне школу, в которой обучал по методу Э.Чекетти (среди учеников Ф.Аштон, Э.Марра). В 1924 поставил для сезона «Парижские вечера» балеты: «Меркурий» (комп. Э.Сати), «Салат» (на народные итальянские мелодии в оркестровке Д.Мийо), «Жига» (на муз. И.С.Баха, Г.-Ф.Генделя, А.Скарлатти), «Розы» (на муз.О.Метра) и один из самых знаменитых своих балетов — «Прекрасный Дунай» (на муз. И.Штрауса). В 1924 разошелся с В.Савиной. В 1925-26 сотрудничал с английским импрессарио Ч.Кокраном, поставил балеты: «Повеса» (по мотивам рис.У.Хогарта, комп.Р.Куилтер) и «Крещендо» (оба — 1925), «Бадья» («The Tub», на муз.Й.Гайдна, 1926). В 1925 вернулся в «Русский балет» Дягилева, оставался в труппе до 1928. Осуществил постановки: «Зефир и Флора» В.Дукельского и «Матросы» Ж.Орика (оба — 1925), «Стальной скок» С.Прокофьева (1927) — балет, связанный с русским конструктивизмом (сценография Г.Якулова), пластически близкий к «танцам машин», «Ода» Н.Набокова (на сюжет «Оды» М.Ломоносова, 1928), в которой впервые в творчестве М. возникает та тяга к обобщенным до символа образам и сюжетам, которая в дальнейшем получит развитие в его симфонических балетах. Женившись в 1928 на танцовщице труппы «Немчинова-Долин» Евгении Деляровой, уехал в Америку, выступал вместе с ней на концертной эстраде. В 1928-31 работал в труппе И.Рубинштейн (Национальная Академия музыки и танца, Франция). Поставил: «Давид» А.Соге (1929), «Амфион» А.Онеггера (оба — 1929). Одновременно (1928-30) сотрудничал с американской компанией «Рокси Синема», где ставил дивертисменты и выступал в них, В 1930 создал новую редакцию своей «Весны священной» в «Metropolitan Opera» с Мартой Грехэм в партии Избранницы. В том же году возвратился в Европу, где поставил балет «Белкис» Респиги в миланской «La Scala». В 1932 встретился с немецким режиссером М.Рейнхардом в работе над оперой-буфф «Елена Прекрасная» Ж.Оффенбаха (шла в лондонском театре «Аделфи» под названием «Елена!»): по признанию М., получил от него несколько важных уроков, «касающихся главным образом значения ритмической организации больших сцен». С 1932 (и до 1942) работал в труппе «Ballet Russe de Monte Carlo» (с 1933- главный балетмейстер), поставил «Детские игры» (на муз.Ж.Бизе, 1932). М. не раз был первопроходцем в хореографии, с 1933 в его творчестве возникла новая линия — первым на Западе он начал ставить хореографические симфонии, открыв новую сферу использования классической музыки: «Предзнаменования» (на муз. Пятой симфонии П.Чайковского), «Хореартиум» (на муз. Четвертой симфонии И.Брамса) — обе 1933, «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста», на муз.Г.Берлиоза, 1936), «Седьмая симфония» (на муз.Л.Бетховена, 1938), в которой развил хореографические идеи, впервые найденные в «Оде» соединение сюжетного балета с эпизодами «чистого» (симфонического) танца, асимметричное построение кордебалета, использование не только горизонтальных, но и вертикальных построений кордебалета и др. Отличаясь некоторой иллюстративностью, их действие строилось, как правило, на столкновении аллегорических понятий. Одновременно М. продолжал также работать и в др. жанрах. Среди его постановок: «Юнион Пацифик» Н,Набокова (1934, «Forest Theatre», Филадельфия), в котором он использовал многообразие танцевального фольклора (китайского, индейского и др. народов): «Парижское веселье» (на муз.Ж.Оффенбаха, 1938; снят в Голливуде в 1941 с М. и А.Даниловой); «Nobilissima visione» П.Хиндемита (1938); «Красное и черное» («Странная фарандола», на муз.Д.Шостаковича, 1939); «Испанское каприччио» (на муз, Римского-Корсакова, 1939; снят фильм «Испанская фиеста», Голливуд, 1941); «Нью-Иоркер» (на муз. Дж.Гершвина в оркестровке Д.Раскина, 1940); «Саратога» Я.Вейнбергера и «Лабиринт» (на муз. Седьмой симфонии Ф.Шуберта) — оба 1941. В 1938 М. разошелся с Е.Деляровой и женился на Татьяне Милишниковой (сценич. псевд. Орлова). В 1941 у них родилась дочь Татьяна (в будущем также танцовщица, в замужестве баронесса Стефан де Ватсдорф), а в 1944- сын Леонид, ставший артистом балета и балетмейстером, известным под именем Лорка Массин (Массине). После ухода из «Ballet Russe de Monte Carlo» M. работал в 1942-45 в «Ballet Theatre» (Нью-Йорк), среди постановок: «Мамзель Анго» А.Лекока (1943), «Алеко» на музыку Чайковского. В 1944 получил американское гражданство. В 1945-46 гастролировал с организованной им труппой «Ballet Russe Highlights», куда вошли И.Баранова, А.Эглевский, А.Истомина, Ю.Лазовский, Р.Хайтауер и др. Репертуар составляли фрагменты из русских классических балетов и постановок самого M. В 1946 принял приглашение выступить в лондонском ревю «Пуля в балете», одновременно по приглашению Н. де Валуа работал в «Sadlers Wells Ballet». С 1947 творчество M. связано преимущественно с Европой. Поставил; «Симфония часов» (на муз, Гайдна, 1948, «Sadlers Wells Ballet»): «Художник и его модель» (на муз.Ж.Орика, 1949, Балет Елисейских полей); «Гарольд в Италии» (на муз.Г.Берлиоза, 1951, «Ballet Russe de Monte Carlo»): «Марио и волшебник» (на муз.Ф.Маннино, 1954, «La Scala»); «Дон Жуан» К.В.Глюка (1959, там же). Одна из последних значительных постановок M. — «Евангелисты» («Laudes Evangelii», на муз. умбрийских песнопений XIII в. в обработке В.Букки), вдохновленная атмосферой пре-джоттовских живописцев и византийскими мозаиками, была поставлена в 1952 в церкви Сан-Доменико (Перуджи). Балет, в котором нашел развитие замысел его первого, неосуществленного, балета «Литургии», имел большой успех и в течение многих лет неоднократно ставился в разных странах: в 1961-62 был показан по телевидению в целом ряде стран. M. поставил также: «Гарольд в Италии» (на муз. симфонической поэмы Берлиоза, 1954, «Ballet Russe de Monte Carlo»); «Ашер» («Падение дома Ашеров» Р.Морилло, 1955, театр «Colon», БуэнесАйрес). В 1960 M. художественный руководитель 5-го международного фестиваля танца в Генуе, для которого поставил: «Человеческая комедия» (на муз. XIV в. в оркестровке К.0ри); «Севильский цирюльник» (на муз. Дж.Россини); «Бал воров» Орика и свою версию «Шехеразады» (на муз. Римского-Корсакова). М. осуществил постановки около 100 балетов разнообразных жанров (от балетов-буфф, доходящих до бурлеска, с точной обрисовкой характеров и нравов, до симфонических, порой аллегорических, балетов), тематики, стилей. В своих произведениях он использовал многообразие пластических «языков» — классический танец, акробатические движения, разнообразный танцевальный фольклор. Он часто был первооткрывателем в хореографии, его произведения вызывали бурную полемику, И эта «его способность меняться от стиля к стилю, сохраняя свое, мясинское, лицо и есть то, что делает его наиболее представительным из всех хореографов XX века» (Дж.Синклер). В 1961 и 1963 побывал в Москве по договоренности с «Совэкспортфильмом», вел переговоры о съемках для показа по телевидению своих балетов в исполнении русских артистов, Этот замысел не осуществился. М. принадлежит хореография фильмов-балетов «Красные башмачки» (1948), «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская карусель» (1953) и др. В разные годы ставил танцы в операх и драматических спектаклях. В конце 1950-х — в 1960-е выступал вместе со своим сыном с лекциями о балете и народных танцах (русских, испанских, бразильских, американских и др.) и с демонстрацией их. Написал книгу воспоминаний «My Life in Ballet» (London, 1960) и теоретический труд «Theory and Exercise in Composition» (London, 1978).

Источник: Исторический словарь на Gufo.me