Мордкин Михаил Михайлович

(9.12.1880, Москва — 15,7.1944, Милбрук, шт. Нью-Джерси, США) — танцовщик, балетмейстер, педагог. М. окончил московскую балетную школу в 1900 по классу первого танцовщика и педагога Большого театра В.Тихомирова. 1.9.1900 был зачислен в труппу Большого театра: известность среди московских зрителей получил, выступая на сцене Большого театра еще будучи учеником школы, в частности, в роли Колена в балете П.Гертеля «Тщетная предосторожность» (1899), которая осталась одной из лучших партий в его репертуаре.М. обладал разносторонним дарованием, одинаково успешно выступая в партиях и классического, и характерного амплуа. В первый же год в театре он получил главную роль в балете «Звезды» (постановщик И.Хлюстин). Живость актерской игры, яркая внешность, мужское начало в танце, умение выразить на сцене собственную личность вскоре сделали М. премьером Большого театра, поставили образы создаваемых им героев вровень с ведущими балеринскими партиями.М. танцевал в Большом театре в 1900-10, 1912-18 (с 1904 занимал должность репетитора, ас 1905- помощника балетмейстера). Он был исполнителем новых ролей, которые предлагались ему реформатором московского балета тех лет А.Горским (Феб «Дочь Гудулы» А.Симона, Хитарис — «Дочь фараона» Ч.Пуни, Hyp — «Hyp и Анитра» на муз. Ильинского, Мато — «Саламбо» А.Арендса, Зонневальд — «Шубертиана», Рыбак «Любовь быстра!» на муз.Э.Грига). В его репертуаре были также первые роли классических балетов (Жан де Бриен — «Раймонда» А.Глазунова, Солор — «Баядерка» Л.Минкуса, Конрад — «Корсар» А.Адана, Эспада, Базиль — «Дон Кихот» Минкуса и др.). «Атлетическое сложение, бесподобная фигура, дышащее темпераментом лицо, большие притягивающие к себе глаза — Мордкин был идеалом мужской красоты на сцене, Он умел превосходно носить экзотический костюм, пленял живостью поз и жестов. Как никто, он умел заполнять своими движениями сцену Большого театра, потому казался могучим как античный бог и вызывал бурю оваций... Как актер Мордкин мог бы стоять рядом с Шаляпиным и был ему сродни своей манерой выразительности. Образ Мато в «Саламбо» был наивысшим достижением артиста. Он был страшен и трогателен, прекрасен, когда ослепленный, с вырезанным сердцем все же продолжал стоять, слегка раскачиваясь, пока не падал мертвым на землю. Публика любила его и в роли Базиля: в классической вариации он использовал и кастаньеты, и бубен, чего до него никто не делал, ибо танцевать с предметами, да еще классику, чрезвычайно трудно. А Мордкин любил сценические атрибуты и бутафорию, умел их обыгрывать, стремясь усилить действенность сценического поведения. Этот прием придавал танцу окраску реальности», — вспоминал об искусстве М. патриарх русской балетной сцены Ф. Лопухов.М. начал воплощать новые черты мужского балетного исполнительства, новый тип героико-романтического танцовщика, Актерский пафос, умение эффектно выйти на сцену, лепить роль яркими, крупными мазками, любовь к броской детали, живописности внешнего облика и эмоций роднили исполнительскую манеру танцовщика с исканиями московского модерна начала XX в. в драматическом искусств, живописи, литературе. В 1909 М. участвовал в первом Русском сезоне дягилевской антрепризы, исполнял партию Рене де Божанси в «Павильоне Армиды» Н.Черепнина (балетм.М.Фокин). Настоящий успех ждал танцовщика в Лондоне в 1910, во время выступлений с А.Павловой. «Такого искусства Лондон еще не видывал — оно стало настоящим культом» (Артур Г.Френкс). В 191011 гастролировал с Павловой и собственной труппой в Америке и Великобритании. В 1911 Павлова и М. выступили в американском «Palace Theatre», где им опять сопутствовал грандиозный успех. После гастролей М. снова вернулся в Большой театр. С 1914 он начал переходить на мимические роли (Хан — «Конек-Горбунок» в новой постановке Горского). Одновременно развертывалась его педагогическая деятельность вне стен Большого театра, балетмейстерская и исполнительская работа на концертной эстраде и в кабаре Н.Балиева. Среди лучших концертных номеров, поставленных и исполненных М. — «Танец с луком и стрелой» (на муз.А.Арендса), «Вакханалия» (на муз.А.Глазунова, с Павловой), «Комическое па» (на муз.Э.Грига), «Джипси» или «Итальянский нищий» (на муз. К. Сен-Санса) и др. В 1914 в Москве, на углу Петровки и Столешникова переулка, М. открыл собственную балетную студию, из которой впоследствии вышло немало известных московских танцовщиков и хореографов, ставших в 20-е экспериментаторами в советском балете. Цель этой частной школы состояла в подготовке танцовщиков для будущей собственной гастрольной труппы, получившей название «Московский передвижной театр балета». Театр должен был пропагандировать искусство танца в русской провинции. Создаваемая труппа, «звездой» которой являлся сам ее организатор, опиралась на фундамент классического танца: новшества в ее спектаклях определялись поисками драматизации, жизнеподобия, конкретности действия, вниманием к индивидуальному поведению каждого находящегося на сцене персонажа, иной, чем в академических балетах М.Петипа, роли массы, индивидуализированной в духе принципов ранних спектаклей Московского Художественного театра (не зря сам М. до открытия собственной школы преподавал на частных драматических курсах МХТ А.Адашева). Репертуар труппы составляли сочинения самого премьера, его концертные номера, классические и характерные танцы, а также первый большой балетный спектакль хореографа «Азиадэ» (на муз.Л.Бурго-Дюкудре, либретто К.Голейзовского) — спектакль, варьирующий мотивы восточного балета начала века. Позднее (в 1918) «Азиадэ» был снят в кино. В 1916 в Киеве М. создал свой второй балет, «Цветы Гренады», на сборную музыку, вновь с либретто Голейзовского. Критика увидела в балете черты нового жанра — мимической «хореопоэмы», не лишенной влияния реформ АДункан. В постановочной работе хореограф уделял главное внимание работе с массой, постоянно двигающейся, но подчиненной единому сценическому рисунку. С 1918 по 1923 коллектив М. объездил с гастролями огромное количество городов (Нижний Новгород, Екатеринослав, Ростов-наДону, Киев, Винница, Полтава, Воронеж, Одесса, а также Крым, Сибирь, Кавказ). В гастролях принимали участие и ведущие танцовщики Большого театра — М.Рейзен, А.Балашова, В.Кригер, М.фроман, М.Кандаурова и др. Постоянной балериной труппы была жена М. Б.Пожицкая, В прессе труппа получила название «Балет Мордкина», которое впоследствии закрепилось за труппой. В 1918 М. был приглашен одним из революционеров драматического театра К.Марджановым для работы над массовыми сценами в его знаменитом спектакле «Фуэнте Овехуна». В 1920-22 «Балет Мордкина» работал в Тифлисе, здесь же была открыта новая студия, поставлены балет «Карнавал», куда вошли музыкальные фрагменты на тему карнавалов композиторов разных времен и стран (Г.Берлиоз, И.Свендсен, Ф.Лист, А.Глазунов, Н.Паганини, Р.Шуман, К.Сен-Санс), новая редакция «Тщетной предосторожности», «Коппелия» Л.Делиба, «Привал кавалерии», «Праздник Диониса» (на муз. «Времен года» Глазунова), новая редакция «Жизели» Адана. В 1923 «Балет Мордкина» возвратился в Москву, но успеха его выступления уже не имели. В том же году М. поехал на гастроли за рубеж вместе с балериной Большого театра В.Кригер. В Россию он не вернулся. Вначале работал в Литве. В 1924 переехал в США. С этого времени творческая деятельность М. оказалась связанной с историей американского балета времени его становления, восприятия европейских и, в частности, русских традиций классического театра. В 1926 М. организовал в Америке собственную балетную труппу, в которую вошли русские танцовщики-эмигранты Бутсова, Зверев, Дубровская, Владимиров. «Балет Мордкина» продолжал на практике развивать и утверждать московские традиции искусства классического танца. В репертуар труппы вошли постановки хореографа предшествующих лет и «Лебединое озеро» (на муз.П.Чайковского, 1927). Труппа давала спектакли в Америке, гастролировала в Европе. Затем была распущена. М. продолжал работать как свободный хореограф, сотрудничал с разными коллективами. В 1937 вместе со студентами своей частной балетной школы он попытался заново создать «Балет Мордкина» в Нью-Йорке для того, чтобы иметь возможность показать таланты своих учеников. В 1938 труппа превратилась в профессиональный коллектив. Здесь М. продолжал пропагандировать спектакли классического наследия, создавал собственные оригинальные редакции. Среди его постановок — «Тщетная предосторожность», «Весенние голоса» (на муз.С.Рахманинова), «Жизель» А.Адана, «Трепак», «Золотая рыбка» (обе — на муз.Н.Черепнина), «Дионис» и др. Среди учеников танцовщики, которые прославили американский балет тех лет — Люсия Чейз, Виола Эссен, Леон Варкас и др. Выступал в текущем репертуаре и сам М. Позднее прима-балериной труппы стала Патриция Боумен, а солистами — Нина Строганова, Карен Конрад, Эдвард Кэтон, Владимир Дубровский и др. Финансировала труппу Л.Чейз, ее энергией «Балет Мордкина» был преобразован в 1939 в «Ballet Theatre», Однако сам М. не остался в новом коллективе и вернулся к частной педагогической деятельности.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОРДКИН Михаил Михайлович — МОРДКИН Михаил Михайлович (1880-1944) — артист балета, балетмейстер, педагог. В 1900-18 (с перерывами) в Большом театре. Участник Русских сезонов. В 1910-11 гастролировал с А. П. Павловой и собственной труппой в США и Великобритании. Большой энциклопедический словарь