- понятие  этики, с помощью к-рого характеризуется значение  для об-ва и человека  соц.-историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно-заинтересованное отношение  человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни. Добро ценится потому, что есть зло, нравственный поступок выступает ценностью  благодаря тому, что существует реальная возможность его др. варианта. К числу Ц.м. относятся: жизнь  и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений; содержание различн. форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добра, зла, справедливости, счастья); нравственные характеристики деятельно сти обществ. ин-тов, группы лиц, коллективов, классов и др. обществ. движений и организаций, к-рые воздействуют на соц. жизнь, затрагивают интересы  людей, укрепляют или подрывают устои существующего об-ва, способствуют или препятствуют обществ. прогрессу.  Ц.м. определенных явлений и действий людей зависят не только от объективных факторов: места и роли в соц.-экономич. структуре об-ва, но и от субъективного восприятия, в частности, меры понимания человеком социально значимых потребностей и интересов, деятельного и заинтересованного отношения к задачам преобразования соц. действительности. Ц.м. служат важным фактором соц.-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений. Структура  Ц.м.: моральные требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценки  соц. явлений или поступков людей с т. зр. присущих им моральных критериев; цели, к к-рым нужно стремиться, и средства их достижения. Действия людей, отвечающие нравственным требованиям и целям, представляют собой добро (положительные Ц.м.), противоречащие им - зло (отрицательные). Ц.м. как последовательные цели формирования образа  жизни человека образуют связную систему, способную активно стимулировать и направлять его деятельность  к творческому, сознательному выбору жизненных решений соц. и индивидуальных проблем. Ц.м. могут стать фактором нравственного отношения к действительности только будучи реализованными в реальном поведении. Обществ. сила  Ц.м. - идеальных мечтаний о добре, счастье и благе человечества - проявляется в деятельности. Ц.м. могут носить статично-охранительный характер, направлять действия людей не на преобразование действительности, а на поддержание ее устоев, приспособление  к наличным условиям жизни. Деформация Ц.м. происходит в определенных соц.-историч. условиях, напр., в об-ве, где выражена тенденция  к подавлению любого инакомыслия, ограничения творческой деятельности и т. п. Приоритетное положение статично-охранительного содержания Ц.м. приводит к вытеснению и забвению их основного созидательно-преобразовательного смысла - гармонизации и гуманного совершенствования человеческой жизни. Статично-охранительный характер Ц.м. вступает в непримиримый конфликт  с задачами динамично развивающегося об-ва; возникает потребность  "переоценки" этих Ц.м. Существуют две основные взаимосвязанные характеристики содержания современных Ц.м. Первая есть не что иное, как характерные для времен и народов нравственные нормы  и выработанные на протяжении истории человечества и объединенные общей целью:  утверждение достоинства человека, взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Восходящие именно к этой цели общечеловеческие нравственные нормы становятся сегодня основными ценностями морали. Вторая характеристика Ц.м. - ориентация  на создание условий, способствующих утверждению человеческой жизни, мира и согласия между людьми. М.А. Макаревич.


Источник: Социологический словарь


Ссылка на выделенный текст