Коммуникация Социокультурная

Процесс  взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью  воспроизведения, хранения и создания различных культурных программ, определяющих лицо конкретного типа культуры. К.С. служит одним из базовых механизмов культурной динамики, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопление и трансляцию социального опыта. Общественная стабильность  прямо зависит от степени эффективности К.С., поскольку она формирует тип мировоззрения, транслирует соответствующие формы социального поведения, а также способствует эффективному диалогу  различных социальных слоев путем воспроизводства общезначимых целей и идеалов. К.С., таким образом, является необходимым условием воспроизводства конкретного типа общества и присущего ему типа культуры. Необходимыми условиями К.С. являются: общий язык  участников К. (сходные принципы  записи и чтения культурной информации); наличие эффективных каналов передачи информации; знание  правил К., соответствующих наличной социальной и ценностной иерархии (конкретно-исторической форме взаимоотношений элитарных, массовых и маргинальных, национальных, религиозных и др. культурных пространств). В определенном смысле каждое социальное действие  может быть рассмотрено как коммуникативное, поскольку оно в любом случае является общественно значимым. В качестве культурного текста  могут выступать риторика политика  и истерика душевнобольного, пластика танца и течение уличного шествия, множество оттенков речи и столько же оттенков молчания. Любое человеческое движение приводит в действие  социальную среду, неизбежно подвергаясь изучению и истолкованию, хотя бы на уровне простейшей эмоциональной реакции прохожих. Это значит, что само наше существование является естественным средством К.С. как содержащее и выражающее определенную (часто непредвиденную нами) информацию. К.С. может быть классифицирована по различным основаниям: 1) по характеру субъектов К. (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, массовая, межкультурная и др.); 2) по уровням протекания К. (обыденно-бытовая, профессионально-специализированная, адаптационно-пропагандистская — средство трансляции культурного опыта с "высших" на "низшие" уровни культурного пространства, радикально-авангардистская — движение инноваций из "подполья" культуры к статусу  нового канона и т.п.); 3) по типу социума  (традиционный, тоталитарный, демократический) и т.д. К.С. присущи следующие функции: а) инновационная (передача информации о новых знаниях, свойствах и признаках окружающего мира, о технологиях  и нормах  осуществления конкретного вида деятельности, моделях поведения, формах  К., обучение потребителя локальному или глобальному социальному опыту и т.п.); б) ориентационная (сценарии поведения в сложноорганизованном природном и социальном пространстве, способствующие включению индивида  в систему социальных связей и отношений, формирующие его мировоззренческие, ценностные и практические ориентации); в) стимуляционная (воспроизводство  мотивационных оснований социальной активности людей, актуализация  в конкретной ситуации соответствующих знаний человека  об окружающей действительности и технологиях деятельности, а также навыки  получения недостающей информации); г) корреляционная (уточнение или обновление перечисленных выше видов знаний, ориентаций и стимулов). Поскольку человек существует в культурной среде и является ее продуктом, он обречен на постоянное получение потока многообразных "культурных посланий", определяющих его восприятие  мира на самых разных уровнях — от повседневно-бытового до умозрительно-интеллектуального, предполагающего подключенность к гипертексту  мировой культуры. В зависимости от типа социального устройства можно выделить следующие типы К.С.: 1) авторитарно-каноническая К. традиционного ("естественно закрытого") общества; 2) динамично-конкурентная "мозаичная" К. западного ("открытого") общества; 3) догматически-идеологизированная К. тоталитарно-бюрократического ("искусственно закрытого") общества. В первом случае стабильности общества, основанной на традиционных формах социальной практики и жесткой социально-ролевой иерархии, соответствует авторитарный тип К.С., ориентированный на постоянное воспроизводство ключевых установок архаичного сознания. К.С. традиционного общества работает по принципу кольцевого самоцитирования, поддерживая целостность наличного мифологического пространства и защищая его от любых внешних воздействий, способных нарушить цельность канона. Традиционная культура  занята не расширением своего пространства и освоением новых возможностей, а производством  очередных истолкований-комментариев классических текстов. Принципиальная культурная инновация  для такой культуры возможна только как внешнее вторжение или интервенция "чужих" культурных образцов в результате взаимодействия культур (от торговых контактов до военной агрессии). Во втором случае К.С. отражает присущие обществу западного типа ориентации на динамичный процесс расширенного воспроизводства наличного типа социальных отношений. Это означает: а) растущее усложнение социальной структуры, появление новых форм занятости и жизненных укладов, т.е. рост субкультур; б) построение системы промышленного производства культурных образцов или "культурного конвейера" массового общества; в) как следствие — принципиальную антиавторитарность культурного пространства, предпочтение "вертикальным" ценностным отношениям ("высокое" искусство  - "низкое" искусство) "горизонтальных" (равноправие  культурных продуктов в конкурентной борьбе за потребителя). К.С. в тоталитарном обществе закрытого типа может быть по праву отнесена к "культурным аномалиям". Тоталитарная культура  одновременно и избыточно информативна (заполняя собой все доступное информационное пространство) , и предельно мифологична (подменяя информацию идеологическими мифами). Фрагменты достоверных сведений частного плана,  связанные с конкретными сферами человеческой деятельности, существуют в тени Большого Мифа. Человек тоталитарного общества охвачен иллюзией полной информированности. Все, выходящее за рамки усвоенных шаблонов, автоматически расценивается как "клевета и провокация". Тоталитарная культура разрушает исторически сложившиеся формы культурной динамики, формирования и трансляции новых культурных образцов, подменяя их фантомным псевдоинформационным пространством "идеологически выдержанной" коллективной галлюцинации, что неизбежно ведет к культурному кризису. Преодоление его предполагает не только оформление новых ценностных ориентаций и воплощающих их культурных образцов, но и воссоздание на новом уровне естественных ("нормальных") для данной культуры механизмов культуротворчества, свободных от любых форм культурной цензуры и информационной агрессии. Одна из наиболее значительных для культурной динамики форм К.С. — взаимодействие  или диалог культур  . Разнообразие языков культуры, а следовательно и их смысловой насыщенности, усложняют поиск оптимального средства К.С., делая проблематичной их "переводимость" (возможность передачи оригинального смысла средствами иных языков, иной культуры или иного уровня этой же культуры). В то же время  при К. (обмене  знаками) неизбежно присутствует определенная неадекватность понимания (обусловленная различием  индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.). Получатель культурного текста всегда обладает набором предварительных "фоновых" ожиданий по поводу его содержания и интерпретирует текст в соответствии с этим представлением. Субъективность  адресата встречается с субъективностью автора на территории упорядоченного набора культурных знаков. Сама природа К. как диалога нетождественных друг другу персонажей (иначе она была бы просто излишней) несет в себе неизбежность непонимания и ложной интерпретации. В то же время искажение смысла в процессе оформления и чтения культурных текстов служит важным фактором, обеспечивающим изменчивость и подвижность языков культуры. Наряду с развитием  уже существующих форм К.С. (введение новых актуальных знаков и значений, историческая и географическая динамика  языков, их взаимопроникновение, очистка от архаизмов и т.п.) человечество постоянно находится в поисках новых, более совершенных форм хранения и передачи социальной информации. "Всемирная паутина" Интернета — один из шагов в этом направлении. Чем сложнее общество,  тем значительнее дифференциация  присущих ему ценностей и соответственно — К.С. М.Р. Жбанков

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Коммуникация социокультурная — (от лат. communicato — сообщение, передача; communicare — делать общим, связывать) ☼ процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п. Словарь по культурологии