Новгород-северский Иван Иванович

(наст. фам. и имя Пояшкевич Ян) (13.1 1.1893, Александровск-на-Амуре — 10.7.1969, Ванв, близ Парижа) — поэт, прозаик. Детство провел на Амуре, жил затем в Мариинске Томской губернии, учился в Омском механико-техническом училище, окончил военную школу в Иркутске. Далекие предки Н.-С. были переселенцами из Новгород-Северска, с этим связан его псевдоним. В молодости исходил и изъездил весь сибирский край на верховой лошади, почтовых упряжках и на лыжах по личным интересам и по делам Переселенческого управления. Увиденное и пережитое явилось предметом его творчества. Он «впитал в себя всю поэзию Севера России», — писал один из его современников (П.Ковалевский), Штабс-капитаном участвовал в 1-й мировой войне, был контужен. В годы гражданской войны служил в Добровольческой армии; генералом Врангелем был произведен в полковники. Автор популярной песни «Пусть свищут пули», В 1920 через Константинополь эмигрировал в Болгарию, оттуда — в Париж. Был студентом Богословского института при Сергиевом Подворье (1926-27). Женился на племяннице И.Шмелева — Ю.Кутыриной. Писать стихи начал в 1913, но издавать их стал только в эмиграции, В Константинополе вышла первая его книжка «Как растут кресты» (1921), в Париже — сборник «Заполярье» (1939). За ним последовало издание отдельными «книжками-тетрадками» стихотворных циклов «Тундра» (1939), «Арктика» (б.г.), «Айсберги» (1942), «Чум» (1942), «Шаманы» (б.г.) и др., объединенные затем в одну книгу под названием «Аргыш» (на языке эвенков — караван собачьих упряжек). Шмелев сопроводил сборник «Заполярье» вступительной статьей, в которой писал: «Я прочитал и увидел, унылая тундра открыла чуткой душе поэта редкую красоту... В этих книжках нет слова «Россия». Но ее чувствуешь в безмерности снеговой пустыни». В стихах Н.-С. «не только пейзаж, картинки жизни тунгусов-эвенков, в них — и духовная углубленность и чувство благоговения, богатство внутреннего видения. Поэзия его светлая, бодрая». По названиям стихотворений и отраженной в них реальности нетрудно представить. маршруты путешествий Н.-С.: «К океану», «Край земли», «На Таймырском полуострове», «Арктика», «Медвежьи острова», «Индигирка». «Я первый следопыт родных снегов, / Я капитан Майн Рид полярных прерий», — писал Н.-С. Современники отмечали мастерство Н.-С. в обрисовке картин природы, умение опоэтизировать суровый и угрюмый пейзаж, запечатлеть мгновения, В его стихах узнаются черты быта, характера и обычаи хозяев снежного края: «В тунгусском чуме одиноком / Я отдохнуть порой непрочь.,. / Со мной хозяева тунгусы / разделят ужин и покой»; «У камелька сидит старушка с детворой / ... льются ручейком седые сказки». В цикле «Тайга» — стихи о Приморье («Тайга шумит», «Жень-Шень», «Дерсу Узала»), Цикл «Пески поют» уводит за пределы Сибири — в Монголию, Среднюю Азию, Тибет. Цикл «Ковыль да поле» поэтизирует путешествие по Алтаю, В 1949 Н.-С. издал стихотворный цикл «Самоцветы» — о драгоценных камнях — уникальное в поэзии явление. К тайнам каждого из камней поэт нашел поэтический ключ: «В топазном блеске гамма света»; «Аквамарин — застывшая волна... Но грань его огня полна»; «Жемчуг черный — жемчуг ночи / томной страсти, мутных снов». Циклом «К созвездиям» поэт создал род философско-космической лирики, он видел божественное творение «там, в бесконечности вселенной, ...где места нет для смерти тленной». Н.-С, проявил себя и как своеобразный богослов, перелагая в «Библейских напевах» стихами «Песнь песней», «Послания», сочиняя и просто молитвы. Во вступительной заметке к циклу «Аве Мария» М.Гофман писал, что Н.-С. «поэт совершенно особенный». Безразлично, что он пишет, «важно его поэтическое восприятие и поэтическое выражение мира. Содержание его поэзии глубоко, богато и разнообразно». Н.-С. публиковал в парижском журнале «Возрождение» стихотворения (1954), «Таежные рассказы» (1962, 1965, 1967, 1968), в мюнхенском альманахе «Грани» — «Сибирские сказки» (1956). Книга «Сказки сибирские. Легенды о Божьей матери» издана в Мюнхене (1960) и в Париже Русским институтом (1961), книга «Степные огни» — в Мюнхене (1964). Проза, как и поэзия Н.-С., вызывала положительные отзывы писателей и критиков. Я.Горбов писал о книге сказок и легенд, что «в них отразилась самобытная оригинальность автора-сибиряка и таежника», его манера вести рассказ «под народную речь»; объектом его сказок стали «одухотворенные и неодухотворенные обитатели тайги, рек, тундры, гор и озер», «он их любит и делит с ними радости и невзгоды». О.Можайская отмечала мягкий, но язвительный юмор автора, эпический тон повествования, приверженность народному языку, «погруженность всем существом в народную стихию». Он вобрал в себя «душу Сибири-Матери», всех разноязычных племен, ее населяющих. В статье, посвященной памяти писателя, Ю.Терапиано писал о любви Н.-С. к родному краю, ее природе, ее народностям. Уроженец Сибири, «он с детства научился чувствовать природу этого сурового, но чрезвычайно величественного края и нашел свой особый язык, чтобы говорить о нем».

Источник: Исторический словарь на Gufo.me