ВЕРВЬ

Общинная орг-ция в Др. Руси и у юж. славян. Термин "В." встречается в "Русской правде" и Полицком статуте. В Русской правде В. упоминается при определении наказания за убийство огнищанина и при обнаружении трупа на терр. В. (ст. 20 Краткой правды, ст. 3 Пространной правды), а также в связи с уплатой дикой виры, при обнаружении убийцы в В. или мертвеца, к-рого нельзя опознать, и др. (ст. 4, 5, 19, 70 Пространной правды). В. подразумевается в ст. 19 Краткой правды, предусматривающей случай, когда убийца огнищанина обнаружен и тем самым В. (названная в статье "люди") освобождается от уплаты виры. В Полицком статуте В. упоминается в статьях о разделе земли, о вервной земле, о мельницах (ст. 59, 62, 80). Термин "В." происходит от веревки, к-рой отмеривался участок земли, занимавшийся членами В.

=====

О характере В. в ист. лит-ре существуют различные мнения. Славянофил Ф. И. Леонтович, первым сличивший В. Рус. правды с В. Полинкого статута, рассматривал В. как специфич. Обществ. явление славян и первоначально считал В. большой семьей, семейной общиной (задруга юж. славян). Позже он в силу показания источников признал, что В. — не только семейная община, но и хоз. орг-ция, где семейные связи уже нарушены. Мнение Леонтовича о В. — большой семье — разделяли г. Ф. Блюменфельд, К. Н. Бестужев-Рюмин, А. Я. Ефименко, а также сов. ученый С. В. Юшков и др. Первым подверг этот взгляд серьезной критике М. P. Владимирский-Буданов. Основываясь на статьях Рус. правды, предусматривающих "гонение следа", он показал нелепость предположения, что можно "гонять след" по терр. семейной общины, занимающей один двор. Владимирский-Буданов считал, что В. — территориальная сельская община. К этому мнению присоединились В. Лешков, И. Д. Беляев, М. А. Дьяконов и А. E. Пресняков, к-рый считал, что В. Рус. правды — уже территориальный соседский, а не кровный союз. Эту точку зрения разделяют сов. историки М. Н. Тихомиров и Б. Д. Греков. Последнему также принадлежит исследование данных о В. в Полицком статуте, в результате к-рого он пришел к выводу, что упоминаемая в статуте В. — не большая семья, а терр. община, сохранившая остатки родовых отношений. В югосл историч. лит-ре имеется неск. взглядов на значение термина "В." в ср.-век. хорв. документах. В довоен. историографии одни ученые (И. Строхаль, И. Ружич) считали, что термин "В." означает "межу", "границу", другие (М. Радосавлевич) полагали, что это — обществ. орг-ция, находящаяся между задругой и племенем, третьи (В. Ягич, И. Мажуранич) понимали В. как "линию родства". Последняя точка зрения подробно обоснована совр. югосл. историком И. Божичем. В совр. югосл. историографии В. трактуется также как совокупность дальних родственников, не имеющих совместного х-ва, но еще сохраняющих нек-рые общие экономич. интересы (О. Мандич), и как наименование земли, возникшее во время ее периодич. переделов (М. Барада).

=====

Лит.: Леонтович Ф., Древнее хорвато-далматское законодательство, О., 1868; его же, О значении верви по Рус. правде и Полицкому статуту, сравнительно с задругою юго-зап. славян, "ЖМНП", 1867, апр.; Блюменфельд г. Ф., О формах землевладения в др. России, О., 1884; Владимирский-Буданов М. P., Задружная теория и др.-рус. землевладение, "Университетские изв.", 1884, No 11; Пресняков А. Е., Лекции по русской истории, т. 1 — Киевская Русь, М., 1938; Фрейденберг М. М., "Вервь" в средневековой Хорватии, Уч. зап. Великолукского гос. пед. ин-та, 1961, в. 15; Божиh И., "Врвь" у Поличном статуту, в кн.: Зборник филозофског факултета, кн. 4-1. Београд, 1957; Тихомиров М. Н., Исследов. о Рус. правде, М.-Л., 1941; Юшков С. В., Обществ.-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Греков Б. Д., Полица, М., 1951; его же, Большая семья и вервь Рус. правды и Поличного статута, Избр. труды, т. 2, M, 1959 (обзор лит-ры на с. 564-66); Правда русская, т. 2, М.-Л., 1947, с. 261-74; Статут пољички, уредио В. Jагич "Monumenta historico-juridica slavorum meridionalium", 1890, v. 4, p. 1; Ravich v. Pfauenthal, Matic A. T., Rešetar M., Statut der Poljica, в сб.: Wissenschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Herzegowina, Bd 12, W., 1912; Mandic O., Bratstvo u ranosrednjovjekovnoj Hrvatskoj, "Historijski zbornik", god. 5, Zagreb, 1952; Barada M., Starohrvatska seoska zajednica, (Zagreb, 1957).

=====

И. У. Будовниц,

=====

Ю. В. Бромлей. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Вервь — (от «вервь» — верёвка, участок земли, отмеренный верёвкой) древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Упоминается в Русской правде (См. Большая советская энциклопедия
  2. вервь — орф. вервь, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. вервь — Веревка, шнурок. Библейский словарь Вихлянцева
  4. вервь — См. веревка Толковый словарь Даля
  5. вервь — вервь ж. Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX — XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой
  6. ВЕРВЬ — ВЕРВЬ — название общины в Др. Руси и у южных славян. Большой энциклопедический словарь
  7. вервь — I I. др.-русск. вьрвь "веревка", ст.-слав. връвь σχοινίον (Супр.), словен. vȓv, др.-чеш. vrv. Родственно лит. virvė̃; вин. п. vir̃vę "веревка". Подробно см. на верёвка. Сюда же верва́ "проволока", олонецк., которое Лесков (ЖСт., 1892, No 4, стр. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. Вервь — (врвь, врьвь) упоминается в "Русской Правде" в смысле судебно-административной единицы, члены которой в известных случаях связаны круговой порукой. Постановления Русской Правды о верви (ст. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. вервь — Древняя общинная организация на Руси и у хорватов. Большой юридический словарь