ДЕМОН

(Δαίμων)

в греческой мифологии обобщенное представление о некоей неопределенной и неоформленной божественной силе, злой или (реже) благодетельной, часто определяющей жизненную судьбу человека. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает. В этом образе очевидны рудименты т. н. внезапного преанимизма (по терминологии Г. Узенера, Д. — не что иное, как «бог данного мгновения»). Иногда олимпийские боги тоже называются Д., но только в обобщенно-неопределенном смысле или в случае, когда бог не проявил себя индивидуально и скрывает свое имя. Д. непосредственно воздействует на человека, готовит беду (Hom. Od. XII 295), прельщает (XVI 194), насылает беды (XIX 512), зловещие сны (XX 87). Д. направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим (Hom. Od. VI 172; VII 248; П. XXI 92). Д. вызывает неожиданно ту или иную мысль (Hom. Il. IX 600; Od. Ill 27). Иной раз Д. действует благодетельно (Od. IX 381), встречается эпитет ολβιοδαίμων, «счастливодемонический». Д. приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием (Aeschyl. Pers. 825; Soph. frg. 592; Eur. Andr. 971). Есть Д. рождения (Pind. 01. XIII 105), Д. добра и зла (Pind. Pyth. Ill 34), характер человека — его Д. (Heraclit. frg. 119), каждому человеку в жизни достается свой Д. (Plat. Phaed. 107 d). Демоны мыслятся также низшими божествами, посредниками между богами и людьми. У Гесиода поколение «золотого века» после своего исчезновения превратилось в «благостных Д.», которые охраняют людей и взирают на правые и неправые дела (Hes. Орр. 121-126). В римской мифологии Д. соответствует гений. Раннехристианские представления о Д. связаны с образом злой демонической, бесовской силы (см. БЕСЫ).Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1967, с. 46-60; Ноrst Р. С. van, Δάίμων, «Mnemosyne», ser. 3, 10, 1940, с. 61-68; Nоwak Н., Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffes Daimon, Bonn, 1960. A. Ф. Лосев.

В описаниях мифологий различных народов Д. — условное обозначение тех сверхъестественных персонажей, которые не являются богами я занимают по сравнению с богами низшее место в иерархии (или находятся на низших уровнях в данной мифологической системе). В более узком и точном смысле Д. — злые духи. Согласно классификации, предложенной Г. Узенером и поддержанной Э. Кассирером, следует различать Д. (духа) как обозначение случайного мифологического образа, создаваемого из любого предмета, попадающего в поле действия мифологической мысли, и гения как обозначение мифологического символа судьбы и личности человека.Лит.: Usener G., Götternamen. Vereuch einer Lehre von der religiösen Begriffsbildung, Bonn, 1896; Сassirеr Е., Philosophie der symbolischen Formen, Bd 2 — Das Mythische Denken, В., 1925.

В. И.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. демон — (у христиан) — злой дух, гений, в смысле "искуситель" Демонический — неотразимо влияющий Ср. Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей - И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой. М.Ю. Лермонтов. Демон. Поэма. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  2. демон — -а, м. В христианской мифологии: злой дух, падший ангел. Печальный демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей. Лермонтов, Демон. || перен.; чего. устар. Олицетворение какой-л. страсти, увлечения, порока. Малый академический словарь
  3. Демон — ДЕМОН — см. Сатана. Литературная энциклопедия
  4. демон — Де́мон/. Морфемно-орфографический словарь
  5. демон — Диавол, бес, злой дух. Краткий церковнославянский словарь
  6. демон — демон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. Демон — (от греч. dáimon) в древнегреческой религии и мифологии — всякое не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее человеку в исполнении его намерений; в христианской религии — злой дух, бес, дьявол. Большая советская энциклопедия
  8. демон — орф. демон, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. демон — ДЕМОН а, м. démon <; гр. daimon дух, божество. 1. Дух (в языческих, мистических и поэтических представлениях ). Сл. 18. Во всех восточных Индиах верят, что солнце и месяц затмеваются от того, что некакои демон, которои имеет кохти очюнь черные... Словарь галлицизмов русского языка
  10. демон — 1) недоразвитый; 2) лицо, не связанное с преступниками, но выдающее себя за такового Словарь воровского жаргона
  11. Демон — (Тов 6:8) — злой дух, которым была одержима Сарра, дочь Рагуила, жившего в Екбатанах Мидийских, чудесно спасенная от него впоследствии по особенной милости Божией. См. Диавол. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  12. демон — см. >> бес Словарь синонимов Абрамова
  13. Демон — • Daemon, Δαίμων. У Гомера бог называется θεός или δαίμων, с тем только различием, что θεός означает бога самого по себе, в блаженном спокойствии и отдалении от мира человеческого, a δαίμων — бога в его отношении к людям... Словарь классических древностей
  14. демон — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно — из греч. daimōn «божество», производного daiomai «раздаю, разделяю». Демон первоначально — «раздающий, разделяющий (блага)» > «определяющий долю (хорошую или плохую)» > «божество», затем — «демон», т. е. злой бог. Этимологический словарь Шанского
  15. ДЕМОН — ДЕМОН- герой «восточной повести» М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести... Энциклопедия литературных героев
  16. демон — ДЕМОН -а; м. [греч. daimōn] 1. В античной мифологии: добрый или злой дух, оказывающий влияние на жизнь, судьбы людей, народов. 2. По религиозным представлениям: злой дух, чёрт, бес, дьявол; падший ангел. Толковый словарь Кузнецова
  17. демон — ДЕМОН, а, м. В религии: сатана, злой дух. | прил. демонский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  18. демон — ДЕМОН м. греч. злой дух, диавол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый. Сатана, кто во лжи, по кичливости духа; диавол, кто во зле, по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому. Толковый словарь Даля
  19. демон — Демона, м. [греч. daimon]. 1. В древнегреческой мифологии – божество, существо, среднее между богом и человеком. 2. В христианской мифологии – дьявол, злой дух (церк.). Большой словарь иностранных слов
  20. демон — Д’ЕМОН, демона, ·муж. (·греч. daimon). 1. В древнегреческой мифологии — божество, существо, среднее между богом и человеком. 2. В христианской мифологии — дьявол, злой дух (церк.). Толковый словарь Ушакова
  21. демон — 1. демон м. 1. Коварный, злой человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. 2. Демон I м. Литературный персонаж. II м. 1. Добрый или злой дух, оказывающий влияние на жизнь и судьбы людей (в христианской мифологии). 2. Злой дух: Черт, Сатана, Дьявол и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  22. демон — (Греч.) В первоначальных герметических трудах и древних классических сочинениях, идентичное с "богом", "ангелом" или "гением". Демон Сократа есть нетленная часть человека или, вернее, истинный внутренний человек... Теософский словарь
  23. ДЕМОН — ДЕМОН — в греческой религии и мифологии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений. Термин для обозначения духов, обычно злых, в других религиях. Большой энциклопедический словарь
  24. демон — де́мон уже др.-русск., ст.-слав. демонъ (Супр.), из греч. δαίμων "злой дух, дьявол" (Нов. Зав.); см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 229; Гр.-сл. эт. 52. Этимологический словарь Макса Фасмера
  25. Демон — (δαίμων) — βообще означает (в классич. литер.) деятеля, обладающего сверхчеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миру и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей; между δαίμων θ θεός οриблизительно такое же отношение, как между лат. numen и deus. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона