Социобиология

Направление в философии и социологии, ставящее своей целью осуществить новый синтез между биологией и науками о человеке и обществе. Сторонники С. полагают, что теоретико-эволюционная биология может быть основой для социальных наук, поставляя последним объяснительные схемы и модели поведения, заимствованные из генетических и эволюционно-экологических теорий. Возникновение С. связано с выходом в свет в 1975 работы амер. энтомолога Э.О. Уилсона ": новый синтез" (Е.О. Wilson. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge, Mass.). В дальнейшем, наряду с работами Уилсона, как лидера направления, были опубликованы статьи и книги Ч. Ламсдена, Д. Бэрэша, Р. Докинса, М. Рьюза, М. Гизелина, Д. Фридмена и др. В С. дискутируются такие принципиальные вопросы, как соотношение биологического и социального, физиологического и психологического, генетически обусловленного и приобретенного в природе и развитии человека. Обсуждается методология комплексных исследований — плодотворность и границы применимости аналогий между поведением животных и человека, роль теоретических моделей эволюционной биологии в изучении социального поведения человека, пути уменьшения различий между естественными и гуманитарными науками. Различают общую С. и С. человека. Первая базируется на достижениях экологии, этологии, эволюционной биологии, антропологии и утверждает в целом значение эволюционно-биологического подхода к изучению организации сообществ организмов и необходимых для поддержания этих сообществ форм поведения живых существ. Исследуются такие формы общественно значимого поведения, как альтруизм и эгоизм, сексуальное и агрессивное поведение. Выделяются определенные поведенческие инварианты, присущие, по мнению социобиологов, в равной мере как животным, так и человеку. Экстраполяция знания, полученного при изучении животных, на поведение человека совершается подчас в С. без достаточных к тому оснований и фактически носит характер предположений, когнитивных метафор. Для общей С. характерен также "генетический детерминизм", акцент на роли генетических факторов развития организмов. Наряду с этим в ней подчеркивается, что основную роль при решении проблем должны играть принципы и понятия неодарвинизма — естественный отбор, понимание эволюционного процесса как адаптациогенеза, обнаруженные популяционной генетикой закономерности. Данный концептуальный арсенал предполагается универсальным для объяснения любого уровня биологической и социальной организации. Эти методологические установки проявляются и в С. человека. Концепцией, призванной, по мнению социобиологов, внести принципиальные изменения в наши представления о природе человека, выступает здесь "теория геннокультурной коэволюции", в основе которой лежит идея синтеза процессов органической и культурной эволюции. Однако ведущая роль отводится генам. Это следует прежде всего из центрального понятия теории геннокультурной коэволюции — понятия эпигенетических правил. Оно призвано, по мысли социобиологов, раскрыть сам механизм коэволюции, показать пути трансляции базисных структур информации от генов к культуре и наоборот. В некоторых своих вариантах (М. Гизелин и др.) С. выступает и как "биоэкономия". Она рассматривает природу как постоянно меняющуюся систему связей приспособления и взаимодействия, в которой живые существа вынуждены конкурировать из ограниченных ресурсов для сохранения жизни и размножения. Эффективное использование этих ресурсов ведет к сохранению и росту популяции, неэффективное — к ее вырождению. В результате законы биоэкономии оказываются аналогичными законам человеческой экономики. Для радикальных вариантов С. характерен "методологический империализм": убежденность в том, что биологические закономерности суть основные структуры действительности и последние принципы сущего. Поэтому нужно стремиться к универсальному, монокаузальному объяснению всех основных процессов как в животном, так и в человеческом мире на их основе. В более же "слабых" и тонких вариантах С. установлено немало интересных закономерностей поведения и мышления человека. P.C. Карпинская Рьюз М. Философия биологии. М., 1977; Козловски П. Эволюция и общество. Критика социобиологии. СПб., 1996; C.J. Lamsden, E.O. Wilson. Genes, Mind, and Culture: the Coevolutionary Process. Cambridge, Mass., 1981; G. Breuer. Sociobiology and the Human Dimension. Cambridge, Mass., 1982.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СОЦИОБИОЛОГИЯ — СОЦИОБИОЛОГИЯ (от лат. socie-tas — общество,грея, bios — жизнъм logos — слово, учение) — англ. socto-biology; нем. Soziobiologie. Научное направление, признающее основную роль в объяснении соц. поведения живых существ, включая человека, генетического фактора. Социологический словарь
  2. социобиология — орф. социобиология, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. социобиология — СОЦИОБИОЛОГИЯ — наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Сам термин «С.» впервые был введен амер. энтомологом Э. Уилсоном в 1975... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  4. социобиология — (от лат. societas — общество, био... и ..логия), направление в биологии; изучает биол. основы социального поведения живых существ, включая человека. С. опирается на данные популяц. генетики, этологии, экологии и эволюц. теории;... Биологический энциклопедический словарь
  5. СОЦИОБИОЛОГИЯ — (англ. sociobiology) — область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционно-генетические основы социального поведения животных и человека. Большой психологический словарь
  6. СОЦИОБИОЛОГИЯ — СОЦИОБИОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление второй половины 20 в., сложившееся, в основном, в США в 70-е. Основной целью... Новейший философский словарь
  7. СОЦИОБИОЛОГИЯ — СОЦИОБИОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление, изучает биологические основы социального поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюционной теории, социальной психологии, этнографии и др. Сложилось в 70-е гг. Большой энциклопедический словарь