лекции По Философии Религии

Курс, к-рый Г. В. Ф. Гегель читал в Берлинском унте в 1821, 1824, 1827 и 1831, впервые опубликован в 1832. В «Л.» заметно сказался консерватизм системы Гегеля. Задача философии религии оказывается апологетической: философии надлежит показать необходимость религии для достижения абсолют. истины. Однако Гегель отмечает кризис «позитивной» религии и традиц. теологии, приближается к систематич. исследованию ре-лиг. комплекса, рассматривает ре-лиг. сознание, культ и общину, намечает проблематику релит. компенсации. Давая развитию религии идеалистич. интерпретацию (все религии выступают как ступени все более глубокого постижения бога), Гегель диалектически связывает этот процесс с содержанием всемирн. истории, прогрессом в сознании свободы. Фи-лос. теология, к-рую строит Гегель, далека от ортодоксии. Гегель отрицает трансцендентность и сверхразумность божества, подрывает идею откровения, объявляя бога познаваемым, исключает преображение и воскресение Христа. идею искупления заменяет примирением с действительностью. Христ. идея бога превращается у Гегеля в пантеистич. концепцию развивающейся безначальной идеи.

Источник: Философский словарь на Gufo.me