КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme от лат. conservare – охранять, сохранять) – одно из основных направлений политической философии, которое выражается в исторически конкретной политической идеологии. Элементы консерватизма могут быть обнаружены у Аристотеля. С тех пор в западной мысли не прекращаются попытки сформулировать принципы консерватизма. К идеологам консерватизма относят Э.Бёрка [БЕРК]и М.Оукшотта (1901–90).

Бёрк, будучи членом Нижней палаты британского парламента от партии вигов, формулировал принципы консерватизма в своих работах, посвященных конкретным проблемам британской, европейской и мировой политики 2-й пол. 18 в. Событием, позволившим ему с максимальной наглядностью представить кредо консерватизма, явилась Французская революция 1789. Для Бёрка она предстала в качестве максимума зла, которое способны причинить себе люди, лишенные правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития. Основные принципы такого понимания могут быть сведены к следующим: 1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества [ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО];2) общество – продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению еще больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений (Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790; рус. пер. 1992, с. 85).

Следует отметить, что любая попытка абстрагировать эти принципы от контекста мысли и превратить их в своего рода «символ веры» или список обязательных верований, вызывает протест у представителей консервативной философии. Оукшотт в одном из своих эссе настаивал, что «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» (Oakeshott M. On Being Conservative. – Kirk R. (ed.). The Portable Conservative Reader. N.Y., 1982, p. 585). Традиционное нежелание консерваторов сводить свое мировоззрение к универсальной теории, определять его скорее как «предрасположенность», но ни в коем случае как рассудочную доктрину ведет к тому, что консерватизм оказывается лишенным своей собственной динамики. Как констатировал С.Хантингтон: «Обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Т.о., как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм – этот призыв к истории, сам без истории» (Huntington S. Conservatism as an Ideology. – «The American Political Science Review», 1957, № 51, p. 469).

Такое понимание консерватизма позволяет рассматривать эту политическую идеологию функционально – как ответ на вызовы, обращенные к конкретному обществу с его конкретной экономической, политической и культурной проблематикой. Нет необходимости ни сводить его к всего лишь аристократической реакции на Французскую революцию 1789, ни превращать в надисторическую «вечную» философию. Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя (не существует «консервативной утопии»), определяется Хантингтоном как «институциональная», т.е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой. В отличие от «идеационных» идеологий (либерализм и социализм), имеющих свой общественный идеал (Ibid., р. 458). Из этого следует, что предпочтительнее типологию строить на основе исторического своеобразия, как это сделал Н. О’Салливан, предложивший различать «реакционный», «революционный» и «умеренный» консерватизм, представленный соответственно Францией, Германией и Великобританией/США (см.: O’Sullivan N. Conservatism. – Eatwell R., Wright A. (eds). Contemporary Political Ideologies. L., 1993, p. 52–53).

Ошибочно хоронить консерватизм лишь потому, что он на время передает свои функции либерализму как идеационной идеологии. Так поступил Дж. Вайс, завершивший свою работу выводом о том, что после 1945 «история европейского консерватизма закончилась» (Weiss J. Conservatism in Europe 1770–1945. Traditionalism, Reaction and Counter-Revolution. L., 1977, p. 173). Существует иное мнение. Напр., Дж.Грей, признавая необходимость сегодня «отвергнуть все те формы консерватизма, в которых фундаменталистский либерализм нашел себе политическую обитель» (Gray J. Enlightenments’s Wake. Politics and Culture at the Close of the Modern Age. L.–N.Y., 1997, p. 119), предвидит передачу – с целью сохранения «либеральной цивилизации» в Великобритании – политической функции консерватизма левым силам. Им, надеется Грей, удастся сберечь и взрастить консервативные «зерна истины», к которым теперь следует отнести лишь три принципа: 1) человек – не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры; 2) прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны; 3) культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам. И если такая трансформация с консерватизмом произойдет, то он в новом столетии окажется институциональным двойником «мультикультурализма» как идеационной идеологии. В России основы консервативной политической философии впервые были заложены Н.М.Карамзиным [КАРАМЗИН]в «Записке о древней и новой России» (1811). В дальнейшем российский консерватизм наиболее ярко представляли К.Н.Леонтьев [ЛЕОНТЬЕВК.П.Победоносцев [ПОБЕДОНОСЦЕВ], Л.А.Тихомиров и В.В.Розанов [РОЗАНОВ]. Классическим образцом консервативной критики большевистской революции является книга Н.А.Бердяева [БЕРДЯЕВ]«Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), от которой он впоследствии отказался. Наиболее основательно с позиций «духовно свободного консерватизма» политическая философия была разработана С.Л.Франком [ФРАНК С.Л.]в книге «Духовные основы общества» (1929).

Литература:

1. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997;

2. Манхейм К. Консервативная мысль. – В кн.: Он же. Диагноз нашего времени. М., 1994;

3. Гормозер Г., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996;

4. Пайнс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970;

5. Российские консерваторы. М., 1997;

6. O’Sullivan N. Conservatism. L., 1976;

7. Scruton R. The Meaning of Conservatism. L., 1980;

8. Nisbet R. Conservatism. N.Y., 1986;

9. Miner Β. The Concise Conservative Encyclopedia. N.Y., 1996.

Л.В.Поляков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. консерватизм — -а, м. Приверженность ко всему старому, отжившему, консервативные убеждения. Муж по обыкновению спорил для того, чтобы щегольнуть перед гостями своим консерватизмом. Чехов, Именины. Малый академический словарь
  2. КОНСЕРВАТИЗМ — КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conserve — сохраняю, охраняю) — англ. conservatism; нем. Konservatismus. 1. Идеол. ориентация и полит, движение, противостоящие соц. изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Социологический словарь
  3. консерватизм — Консерват/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Консерватизм — (франц. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке, технике, искусстве. Большая советская энциклопедия
  5. консерватизм — орф. консерватизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. консерватизм — КОНСЕРВАТИЗМ а, м. conservatisme m. Приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому; взгляды, убеждения консерватора. БАС-1. Необузданный консерватизм патриархального быта, — вот чем отличается наше общественное мнение. Словарь галлицизмов русского языка
  7. консерватизм — НОВАТОР — КОНСЕРВАТОР Новаторство — консерватизм новаторский — консервативный новаторски — консервативно Обыкновенно думают, что самые молодые обычные консерваторы — это старики, а новаторы — это молодые люди. Это не совсем справедливо. Л. Толстой. Словарь антонимов русского языка
  8. консерватизм — КОНСЕРВАТИЗМ -а; м. 1. Одно из основных идеологических течений, для которого характерно стремление к стабилизации социальных процессов... Толковый словарь Кузнецова
  9. консерватизм — [фр. conservatisme < лат.] – приверженность к старому строю, старым, отжившим порядкам; отстаивание и стремление восстановить их; косность, вражда ко всему новому, передовому в политической жизни, науке, литературе и т.д. Большой словарь иностранных слов
  10. консерватизм — КОНСЕРВАТ’ИЗМ, консерватизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). 1. То же, что консервативность. Консерватизм взглядов. 2. Система консервативных взглядов или поведение консерватора. «Муж по обыкновению спорил для того, чтобы щегольнуть перед гостями своим консерватизмом.» Чехов. Толковый словарь Ушакова
  11. консерватизм — консерватизм м. 1. Приверженность старому, устоявшемуся, хорошо зарекомендовавшему себя. 2. Система убеждений, взглядов консервативной ориентации. Толковый словарь Ефремовой
  12. КОНСЕРВАТИЗМ — КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatism от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Большой энциклопедический словарь
  13. КОНСЕРВАТИЗМ — КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conservare — сохранять) — сложный и многогранный социальный феномен, могущий быть представлен в нескольких измерениях... Новейший философский словарь
  14. консерватизм — КОНСЕРВАТИЗМ, а, м. (книжн.). Консервативные убеждения. К. во взглядах. Толковый словарь Ожегова