ПРОЯВЛЕНИЕ

ПРОЯВЛЕНИЕ (араб. таджаллин) – одно из центральных понятий философии суфизма [СУФИЗМ], связанное с пониманием смыслов вещей (см. Смысл [СМЫСЛ]) не как дискретных, а как образующих континуальное поле. В модели «явное–скрытое» (см. Явное [ЯВНОЕ]) смысл понимается как точно соответствующий явленности вещи, что конституирует отношение «истины» (х̣ак̣ӣк̣а) между ними, при этом смысл оказывается ограничен столь же, сколь ограничено «явное» (з̣āхир) вещи. Смыслы различных вещей, составляя их «скрытое» (бāт̣ин), различны между собой и столь же раздельны, как различны и раздельны «явные» стороны вещей. В отличие от этой концепции, выработанной в ходе предшествующего развития арабо-мусульманской философии, в суфизме смыслы вещей рассматриваются как принадлежащие единому континууму – вечностной стороне миропорядка, где они различены как «небытийные» (ма‘дӯма), т.е. не отделенные действительно друг от друга. Поэтому каждая вещь в ее временнóм существовании по-прежнему может рассматриваться как «воплощение» (та‘аййун), или «явление» (з̣ухӯр), своего и только своего смысла, благодаря чему отношение между ее явленным и скрытым остается «истинным» (х̣ак̣ӣк̣а), но вместе с тем и как «проявление» всего континуума смыслов, т.е. как неотделенная в своем «скрытом» ни от какой другой вещи мира и от мира в целом, а потому способная воплотиться, или явиться, как любая другая вещь в другом атомарном моменте времени. Т.о., отдельная вещь как «явление» оказывается действительной данной вещью, а как «проявление» – виртуальным миром в целом и любой его частью. Весь мир в целом является и «явлением», и «проявлением» одновременно, поскольку выявляет континуум смысла целиком как действительный. Смысловой континуум, или вечностная сторона миропорядка, именуется также «Истиной» (ал-х̣ак̣к̣), или «божественной самостью» (з̱āт ’илāхиййа), а каждый из бесконечных смыслов – «божественным именем», поэтому мир в целом как проявление Бога имеет характеристику «божественности» (’улӯхиййа), т.е. выявления всех «божественных имен».

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. проявление — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. проявить—проявлять и проявиться—проявляться. Проявление активности. Проявление пленки. □ Проявление чувств она считала ненужной аффектацией, даже ломаньем. Конашевич, О себе и своем деле. 2. То, в чем что-л. Малый академический словарь
  2. проявление — Проявл/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  3. проявление — орф. проявление, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. проявление — • бурное ~ • резкое ~ • яркое ~ Словарь русской идиоматики
  5. проявление — см. >> изображение Словарь синонимов Абрамова
  6. проявление — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? проявления, чему? проявлению, (вижу) что? проявление, чем? проявлением, о чём? о проявлении; мн. что? проявления, (нет) чего? проявлений, чему? проявлениям, (вижу) что? проявления, чем? проявлениями, о чём?... Толковый словарь Дмитриева
  7. проявление — 1) (в фотопроцессах) визуализация скрытого изображения на светочувствительном материале, посредством восстановления кристаллов серебра, с использованием химических средств и процессов... Толковый словарь по полиграфии
  8. проявление — ПРОЯВЛ’ЕНИЕ, проявления, ср. 1. только ед. Действие по гл. проявить-проявлять. Проявление удовольствия. Проявление изобретательности. Проявление негатива. Толковый словарь Ушакова
  9. проявление — ПРОЯВЛЕНИЕ -я; ср. 1. к Проявить — проявлять и Проявиться — проявляться. П. активности. П. плёнки. Промыть отпечатки после проявления. 2. То, в чём что-л. проявилось, воплотилось; разновидность, форма. Знать жизнь во всех её проявлениях. ◁ Проявочный (см. Толковый словарь Кузнецова
  10. проявление — проявление ср. 1. Процесс действия по гл. проявлять 1., проявить 2. Процесс действия по гл. проявлять 2., проявить, проявляться, проявиться Толковый словарь Ефремовой