Концепции Социологии Знания

Концепции, посвященные осмыслению соц. зависимостей, механизмов и функций человеческого знания, исследуемых с применением социологич. методов. Социология знания  имеет большую предысторию. Однако лишь с осознанием специфики собственного социологич. подхода  формируются теоретич. и эмпирич. исследования в области социологии знания. Согласно О. Бауэру социология  знания должна интерпретировать духовные явления как имманентные продукты  соц. жизни. В работах  М. Адлера  утверждается, что индивидуальное сознание  является соц.: социальное  составляет априорное начало в индивидуальном сознании. Согласно Д. Лукачу классовое сознание  - это осознание смысла и историч. положения класса.  Основная характеристика буржуазного мышления — фетишизм, возникающий в рез-те разрыва субъекта и объекта  познания. Антиномии буржуазного сознания являются выражением противоречий буржуазного об-ва. В отличие от ложного (фетишистского) буржуазного сознания классовое сознание пролетариата  адекватно отражает действительность. Пролетариат, по Лукачу, есть воплощенное единство субъекта и объекта соц. творчества. В русле подобного толкования  проблемы взаимоотношения субъекта и объекта познания развили свою концепцию социологии знания теоретики школы франкфуртской (см.). Правда, в качестве субъекта адекватного познания в конечном счете выступает у них уже не пролетариат, а "критическая" интеллигенция.  Возникновение социологии знания внутри социологии совпадает с уяснением ею своих задач. Социологизм  (см.) Э.Дюркгейма послужил теоретич. базой для различн. исследований в области социологии познания. Э.Дюркгейм показал связь определенных форм сознания с типами соц. деятельности (ритуалом и проч.), обусловленность категорий мышления определенными соц. структурами. К. Маннгейм видит предмет социологии  знания в том, чтобы вскрыть действительное функционирование мышления в обществ. жизни и политике как инструмента коллективного действия. Он включает в социологию знания теорию идеологии, к-рую рассматривает как совсь купность бессознательных коллективных мотиваций групп, определенных установок, направленностей мысли, маскирующих реальные условия об-ва как для самих этих групп, так и для всех других. Тем не менее он считает, что социология знания может постичь структуру разума  и ее истинной целостности. К. Маннгейм вычленяет следующие типы мышления: 1) реалистическое, к-рое прагматически приспособляется к реальности и существует в любом об-ве; 2) идеологическое, к-рое характерно для консервативных или реакционных групп и отличается нереалистичностью, ибо не детерминировано объективным положением дел; 3) утопическое мышление, присущее революционным группам,  к-рые стремятся изменить соц. реальность. П. Сорокин, продолжая традиции  культурной морфологии, различает культуру и социальность,  связывая тип и природу культуры не с соц. базисом, а с нек-рыми глубинно-мировоззренческими предпосылками относительно природы реальности, потребностей и способов их удовлетворения. В соответствии с этим он вычленяет три типа мышления: 1) идеационный (от слова "идеация"), где истинная реальность рассматривается как нематериальное и вечное бытие,  а фундаментальные потребности — как духовные, в стремлении удовлетворить к-рые индивид  аскетически минимизирует физические потребности; 2) чувственный, где подлинная реальность рассматривается исключительно как то, что дано органам чувств, а фундаментальные потребности как физические, стремление к полному удовлетворению к-рых достигается не через внутреннее самоутверждение, самоконцентрацию, а посредством изменения внешнего мира; 3) идеалистический, к-рый оказывается синтезом первых двух. Этим трем типам культур соответствуют системы истин и критерии истин. Амер. социологию характеризует преимущественно интерес  к эмпирическим исследованиям в области социологии знания, к исследованию функционирования соц. ин-тов, внутри к-рых формируются определенные духовные явления, к изучению средств распространения и функционирования продуктов культуры об-ва, механизмов их усвоения людьми. Ориентированная на эмпирическое изучение культурной жизни, амер. социология знания стала отправным пунктом для весьма дифференцированных исследований, выходящих за пределы социологии знания: в области эмпирической социологии науки, социологии искусства, социологии культуры, социологии массовых коммуникаций, социологии обществ. мнения и т. д. Но, как отметил Р. Мертон, амер. социология занимается в основном социологич. изучением обществ. мнения: в центре ее внимания скорее мнение,  чем знание.  Однако в амер. социологии возрастает интерес к теоретич. проблемам  социологии знания, к обобщенному анализу  соц. проблем познания. В течение 2-й половины XX в. в ходе развития социологии знания внутри нее отдифференцировались, обнаружив тенденцию к выделению в самостоятельные, теория  идеологии и социология социологии. Ю.Н. Давыдов, А.П. Огурцов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me