Развитие Культурное

Закономерное изменение  материальных и духовных компонентов культуры, в рез-те к-рого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение к.-л. культурных элементов и связей). В социологии имеются различн. теории Р.к. Согласно теории непрерывного развития, цивилизация  есть рез-т последовательного объединения элементов культуры самого различн. происхождения, непрерывно возникающих на протяжении многих веков. Согласно другой  теории, напротив, развитие  это — ряд резких "скачков" в области культуры, соответствующих отдельным эпохам, напр, эпохе древнегреч. философии с ее апологией разума,  схоластики, эпохе Возрождения, эпохе промышленных революций. Еще одна теория  основана на идее противоречий внутри конкретной культуры. "Столкновения" в культуре соответствуют, согласно этой теории, тем же этапам, что и "скачки" в предыдущей теории: схоластическое мышление трактуется как реакция  на атеизм  древнегреч. философии; Возрождение — как борьба против догматизма и схоластики и т. д. Четвертая — структуралистская — теория объясняет развитие культуры процессом кристаллизации, идущим путем последовательного объединения в более или менее целостной структуре культурных достижений различн. эпох. В современной социологии и культурологии получили распространение теории, основанные на отрицании общих закономерностей общественного, в частности Р.к., что находит выражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада  и Востока и т. д. Им противостоят вульгарно-технологич. теории, согласно к-рым развитые капиталистич. страны рассматриваются как достигшие высшей ступени Р.к. Процесс  Р.к., хотя и обладает определенной самостоятельностью (в сфере обществ. сознания, идей, символических систем и т. п.), тем не менее находится под воздействием ограничений и динамики производительных сил об-ва и его соц.-экономич. структуры, так как определенный тип духовного производства связан с определенным типом материального производства. Производительные силы  об-ва в каждый историч. период обусловливают совокупность  требований к людям в отношении объема знаний и навыков деятельности, а следовательно, влияют на структуру и содержание определенных культурных процессов (напр., образование,  нормы  профессиональной деятельности). Р.к. в контексте  соц.-культурного бытия предполагает: а) деятельность  людей в рамках установленных и нормализованных отношений друг с другом и с окружающей средой; б) деятельность, связанную с генезисом, изменениями или распадом этих отношений. Это означает, что поступательное Р.к. обусловлено связью времен, преемственностью идей и способов деятельности поколений, с одной стороны, и внесением в жизнь  людей культурных инноваций — с другой. Лит.: Категории  философии и категории культуры. Киев, 1983; Культура,  человек  и картина мира. М., 1987; Анисимов С.Ф. Духовные ценности:  производство  и потребление.  М., 1988. И.Б. Орлова.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me