Социальная Антропология

(social anthropology) — изучение (западными исследователями) мелкомасштабных, "простых", не индустриальных культур и обществ (см. также Антропология;  Культурная Антропология). Как дисциплина  она пересекается с социологией, разделяя многие из ее теоретических направлений и методологий. Социальная антропология  развивалась в 19-м столетии как схоластическое ответвление империалистической экспансии, участвуя в научных и псевдонаучных дебатах того времени. Э. Лич (1982) различает ряд тенденций среди "отцов-основателей" середины века, объединенных занятиями "экзотическими" культурами и одновременно этноцентризмом и высокомерием. Первая основная теоретическая перспектива  - эволюционизм.  В свое время  его разнообразие было "прогрессивно", ибо он воспринимал людей как "наших ближних" (как утверждалось в книге 1843 г., указанной Линхардтом, 1964). С другой  стороны, он был основан на ряде расистских предположений: культуры "примитивных" людей принадлежали к более ранней и худшей стадии человеческой истории; современные европейские наблюдатели могли бы видеть в них "дикое" происхождение  их собственных обществ. Сэр Генри Мэйн (1861) приводит хороший пример: "Поскольку общества развиваются не одновременно, а разными темпами, существовали эпохи, в которых люди, усвоившие привычки методичного наблюдения, действительно были в состоянии изучать и описывать младенчество человечества". Эти "привычки методичного наблюдения" и описания сыграли важную роль  в развитии предмета. Во французах, немецких и американских исследованиях, равно как и в британских, интенсивное  полевое исследование  отдельных обществ гановилось все более распространенным, и ученые определяли, — ритиковали, а во многих случаях и отвергали более ранние предположения об "иррациональности" и "варварстве" "примитивных" культур. После первой мировой войны Малиновский и Радклифф-Браун  способствовали проведению дискуссии о полевых исследованиях и утверждению структурного функционализма  в качестве доминирующего видения в британском подходе.  Под влиянием  теоретических работ Дюркгейма и выделения важности прямого полевого наблюдения антропологи того периода издали множество крупных работ по различным культурам,  концентрируясь на анализе  учреждений. Так, детальным образом изучались модели родства, системы религиозных верований, магия,  политические системы и т.д. Как и в других социальных науках,  возникли различные подходы и школы, новые теоретические дебаты и проблемы. Структурализм,  особенно в творчестве Леви-Стросса, был особенно влиятелен в социологических теориях.  В последние годы социальные антропологи также изучают городские, индустриальные общества, используя методы  и практику, накопленные в ходе наблюдения за другими культурами. Эта тенденция  еще резче отличает дисциплину от социологии во многих отношениях. См. также Культура; Этнография. 

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me