Школа Психологии Народов
Одно изпервых соц.-психологич. направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели — философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории — народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей соц.-психологич. связи. Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ (нация) . Теоретич. источники таких взглядов — филос. учение Гегеля о "нар. духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистич. вид, предложив программу эмпирич. исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгвймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и соц. сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих соц.-психологич. качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "нар. духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы. Лит.: Вундт В. Введение в психологию. М., 1912; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Д.В. Ольшанский.
Значения в других словарях
- Школа психологии народов — ☼ социально-психол. направление, сформировавшееся в Германии в сер. 19 в., концептуальная суть к-рого состояла в том, что ведущей силой истории объявлялся “дух целого” — народа. Родоначальники Ш.п.н. — М. Лацарус и X. Штейгаль. Словарь по культурологии