Платон (рождественский Порфирий Фёдорович)

(23 февраля 1866, Курская губерния, – 20 апреля 1934, США). По окончании Курской духовной семинарии 6 января 1887 рукоположен в священники; приходской священник и учитель церковно-приходских школ (1887– 91). В 1895 окончил Киевскую духовную академию (в 1894 пострижен в монахи), был оставлен профессорским стипендиатом для подготовки к занятию кафедры. Инспектор и ректор духовной семинарии. В 1898 удостоен степени магистра богословия, звания экстраординарного профессора и возведён в сан архимандрита. В 1902 ректор Киевской духовной академии, возведён в сан епископа Чигиринского. С 1906 издавал журнал "Церковь и Народ". Член 2-й Государственной Думы (от Киева). В 1907 назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским. С 1914 архиепископ Кишинёвский и Хотинский, в 1915 утверждён архиепископом Картлийским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода. После Февральской революции 1917 назначен 17 июня председателем Совета по упрочению и распространению веры. 15 июля произнёс речь у Исаакиевского собора на похоронах казаков, убитых 5 июля при разгоне вооруженной демонстрации, руководившейся большевиками: "Какая поразительная по своей громадности разница между этими, которых мы сейчас оплакиваем, и теми, вышедшими тоже из народа нашего, которые, прикрываясь святым именем русского солдата, творят предательство родины и измену ей! ...Чувство глубокой скорби и печали вызывает действие тех русских воинов, которые под влиянием агитаторов готовы покончить со своим долгом перед родиной и любовью к ней. Это чувство, мы уверены, разделяет вся, верная благу родины, Россия. Вся, не забывшая себя Русь, скорбит о народившейся новой измене народу... Не думала она, что наступит время, когда некоторые русские, перед лицом врага, перестанут быть русскими... Русской рукой убиты дети русской земли!" (см.: Введенский А.И., Церковь и государство... 1918 – 1922, М., 1923, с. 51 – 52). На Государственном совещании в Москве выступил 14 августа с речью: "Другого по трудности такого момента не знала наша история. Но тяжесть эта должна удвоить силу и мощь народной воли, должна не убить, а поднять народный дух. Крайне стеснённая, страна наша всё-таки должна отстоять своё мировое положение и должна устроить свою внутреннюю жизнь на новых началах, при новых условиях, соответствующих её благу, её счастью... Народ достиг свободы, гражданин стал свободным. И хочется со всей силы русской груди крикнуть: свободный гражданин, иди к этому очагу, вздуй пламя этого огня, чтобы к нему устремились, подошли все народы, населяющие Россию, чтобы им у этого очага было тепло и уютно" ("Государственное совещание", с. 66). Был участником Священного Собора Православной Российской Церкви (август 1917 – 1918), совершил торжественную литургию на открытии Собора 15 августа в Москве; на Соборе избран председателем отдела внешней и внутренней миссии, член ряда других отделов. Во время октябрьских боёв в Москве вёл переговоры с большевиками о перемирии и прекращении военных действий. 2 ноября Платон вместе с епископом Нестором и другими с пением молитв отправились в Московский ВРК; Платон попытался склонить руководителей к прекращению борьбы с юнкерами. У входа в ВРК толпа солдат встретила их словами: "Где вы были раньше? Зачем мешается религия в наши дела? Зачем здесь духовенство? Идите лучше к своим юнкерам!" (ЦГАОР, ф. 3431, оп. 1, д. 470, л. 24). С 23 ноября архиепископ Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказа. 7 декабря избран членом Святейшего Синода и его председателем. 7 января 1918 выступил на открытии Всеукраинского Собора как представитель патриарха Тихона и вручил устав Собора, утверждённый в Москве. С 9 февраля назначен митрополитом Одесским и Херсонским. По словам В.В. Шульгина, формировал белогвардейские отряды для борьбы с Советской властью. Из обращения Платона "К дорогим союзникам" в 1918: "Помогите измученному народу. Есть ещё силы для борьбы с большевизмом в России... Возьмите эту армию [Добровольческую. – Автор] как исходную опорную точку для своих операций, поддержите её..." (см.: "Наука и религия", 1960, № 11, с. 24). В 1920 эмигрировал в Америку, где в 1921 принял управление Северо-Американской епархией. В 1922 признан Американским церковным Собором правящим архиереем и утверждён митрополитом всея Америки и Канады. В 1923 патриарх Тихон назначил его управляющим Северо-Американской епархией. Но 16 января 1924 патриархом Тихоном и Святейшим Синодом он был уволен от управления Северо-Американской епархией. Платон указания патриарха не выполнил и продолжил управление. Всеамериканский Собор в 1924 подтвердил правление митрополита Платона и объявил Северо-Американскую епархию самоуправляющейся церковью. M.E. Голостенов.

Источник: Политический словарь на Gufo.me