Зиммель, Георг

(1858-1918) — немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете,  среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время  своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма,  влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам  (философии моды, роли денег во взаимоотношении полов, спиритизму, духовной жизни больших городов и т.д.). Современников раздражала маргинальность  Зиммеля (бедность  и еврейство при мировой известности, отсутствие выраженных политических симпатий, эпатажный привкус предмета его исследования — социология,  интерес  к миру художественных салонов), а также эссеистский характер большинства его работ, в которых отсутствует концепция  общества в целом, но есть разорванность, отрывочность рисуемых образов социального мира. Обосновывая необходимость социологии как особой дисциплины, Зиммель полагает, что специфика ее должна состоять в вычленении чистых форм социального взаимодействия. Разработка понятий “форма”  и “содержание” социального взаимодействия привела Зиммеля к каталогизации этих форм, к определению принципов их вычленения. Уникальной чертой социологии Зиммеля является его обращение  к исследованию форм "отто-ргнутых" от общего контекста  социальности ("бедняк", "чужак"). В отличие от Дюркгейма и Тённиса Зиммель считал, что социальность  есть и в конфликте,  борьбе, что конфликт вообще присутствует в любой форме взаимодействия, что роль  его во многих случаях благотворна для социального развития. Содержательная сторона концепции Зиммеля прямо связана с его методологическим подходом. История  общества — история нарастающей интеллектуализации (рационализации) и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Социальную функцию денег и интеллекта  Зиммель видел в сообщении объективности всему, с чем они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям капиталистической цивилизации, деградации культурных норм, конфликту между уникальностью личности и культурными формами. Зиммеля по праву можно считать основоположником интеракционизма,  т.к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее развитие  как в европейской социологии, так и в американской.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me